15 лучших украинских альбомов 2015 года
2015 год стал достаточно противоречивым с точки зрения релизов. Гранды отошли на второй план и взяли передышку, тем самым дав возможность молодым и перспективным, никому не известным и крепким середнячкам проявить себя.
Если в мировой музыке жанр «инди» начинает сдавать позиции, в Украине инди-музыка, похоже, достигла своего пика. К тому же, явно наметилась тенденция выпускать «короткие» форматы. Все больше групп презентуют свое творчество при помощи мини-альбомов (они же EP), а не полноценных пластинок (они же LP). По данному списку это видно особенно явно.
К слову, в прошлом, 2014 году мы делали подборку из 14 украинских альбомов. В этом году делаем 15, а в следующем, надеемся, соберем 16. И если в прошлый раз мы ориентировались в первую очередь на реакцию украинских слушателей, то в этом – выработали для себя некоторую методологию.
При выборе 15 альбомов мы ориентировались на четыре качественных показателя: новизна, качество, популярность, неординарность. Все они, конечно же, субъективны и базируются на наших ощущениях, но позволяют нам не тыкать пальцем в небо, а приходить к аргументированому консенсусу в случае возникновения спорных ситуаций. Но места на пьедестале мы по-прежнему не раздаем и представляем пластинки в алфавитном порядке.
Итак, 15 лучших альбомов 2015 года по версии LiRoom.
LP
Вагоновожатые – вассервага
Жанр: IDM, электроника.
Про «вассервагу» сказано уже настолько много, что повторяться было бы по меньшей мере пошло. Поэтому, если кратко: это одна из лучших пластинок, которые рождались в Украине за последние годы. Трио в течение десятка месяцев прошло эволюцию от поиска стиля на первых треках, до написания комплексной работы с глубокой драматургией, продуманным звуком и собственным уникальным стилем.
Несмотря на то, что Вагоновожатые еще плохо знакомы массовому слушателю, их дебютный альбом – значительное и в чем-то поворотное событие для украинской музыки.
Христина Соловій – Жива Вода
Жанр: поп, фолк, джаз-фолк.
Отойдя в тень украинской музыкальной индустрии, Святослав Вакарчук решил попробовать себя на новом поприще. Его первым масштабным и полноценным продюсерским проектом стала Кристина Соловий – обаятельная девушка с народным вокалом, прошедшая все тяготы реалити-шоу «Голос Країни».
На помощь молодой исполнительнице лидер «Океан Эльзы» подтянул значительную часть доступных ему ресурсов. Над дебютником «Жива вода» в качестве саунд-продюсера работал Милош Елич, а в записи приняли участие Денис Дудко и целый ряд музыкантов, которые трудились над сольным проектом Вакарчука «Вночі».
Несмотря на то, что 9 из 11 треков альбома – перепевки народных песен, Соловий удалось сделать это на редкость утонченно и качественно. Но уже к концу года стало очевидно, что ставка в будущем будет сделана на сольное творчество. Несмотря на весь потенциал фолльклора, самыми сильными и продвигаемым треками стали «Тримай» и «Синя пісня», написанные самой Кристиной. И именно они стали однозначными хитами, несмотря на всю ортодоксальность украинской поп-сцены.
Blooms Corda – Monodance
Жанр: лаунж, jazzy, инди-поп
Киевская группа, у которой менее 300 читателей на страницах в Facebook и ВК, под конец года произвела фурор в среде украинских меломанов. Скромные ребята, которые внешним видом скорее напоминают разработчиков-домоседов, нежели чувственных музыкантов, выпустили потрясающую пластинку “Monodance”.
Квинтет балансирует на грани лаунжа, инди-попа и легких форм джаза. У группы очень развито чувство меры и чувство прекрасного. И несмотря на украинский язык, который очень непривычно слышать в таком жанре, треки получились легкими, приятными и запоминающимися.
The Cancel – No Way To Stay
Жанр: jazzy hip-jop, IDM.
Львовский музыкант, скрывающийся под псевдонимом The Cancel, продолжает свое углубление в мир абстрактного хип-хопа. Пример The Cancel в Украине уникален, хотя в мире этот жанр в последние годы развивается довольно активно.
И если с записями, стилем и чувством вкуса и The Cancel все отлично, то над живой подачей еще стоит поработать и понять, кто он – диджей или часть джаз-бенда. Но в контексте данного рейтинга это второстепенно, ведь альбом вышел во всех смыслах замечательный.
DaKooka – Radha
Жанр: акустический фолк, инди-поп.
DaKooka – серая лошадка украинской сцены. Скромная девушка из Черновцов, которая за год сумела пробиться на первые строчки крупных украинских фестивалей и выпустить первоклассный хит “Kiss Me”, который можно без труда спутать с лучшими работами Lily Allen.
“Radha” – это дебютная пластинка во всех смыслах. DaKooka на нем ищет себя, очень неуверенно, но ужасно мило. Местами она попадает в самую точку, и эти попадания могут ей обеспечить большой рост в будущем. Но главное достижение данной пластинки – ее можно слушать всю на одном дыхании и не ощутить усталости. А это редкость для альбомов музыкантов-одиночек.
Jamala – Подих
Жанр: поп, электро-поп, R&B.
В прошлом году Джамала выпустила свой мини-альбом “Thank You” в новом стиле, при сотрудничестве с The Maneken. В 2015 она завершила начатую трансформацию полноценной пластинкой «Подих». В этот раз с записью помогал не только Евгений Филатов, но и еще трое саунд-продюсеров.
«Подих» действительно стал глотком воздуха для украинской поп-музыки. По сути Джамала меняет правила игры и показывает украинской эстраде, что в Украине можно и нужно делать музыку мирового уровня, актуальную и современную. Один из самых легких и стильных альбомов года, совмещающий в себе сильнейший вокал, электронные аражировки, примеси соула, R&B и фанка.
Pianoбой – Take Off
Жанр: поп, пиано-поп, инди-поп
Под занавес 2015-го Дмитрий Шуров выдал совершенно неожиданную пластинку, не включив в нее ни один из синглов, которыми подогревал ожидание весь год. И «Горя чуть слышно», и «Кохання» остались за бортом 10-трековой пластинки, одной из песен которой стала 3-минутная тишина.
“Take Off” прекрасен тем, что Шуров позволяет себе высказывать всё наболевшее в удобной ему форме, опираясь на опыт первых двух альбомов. К тому же, Pianoбой остается одним из немногих, кому удается петь о происходящем в стране, не используя избытые слова и термины. Третий лонгплей содержит в себе меньше хитов, чем первые два, но пока что это самая комплексная и глубокая работа Шурова в ходе его сольного творческого пути.
Stoned Jesus – The Harvest
Жанр: альтернатива, прог-рок, стоунер
Одна из самых популярных украинских групп за рубежом Stoned Jesus новым альбомом сделала поворот в своем звучании. Группа все активнее вырывается из рамок стоунера и движется по направлению к не менее мощному, но более простому для понимания звучанию.
Популярность группы растет вместе с сонграйтерскими талантами ее фронтмена Игоря Сидоренко. На данный момент Stoned Jesus является едва ли не главной альтернативной командой страны. И количество групп, которые собираются вокруг нее, лишнее тому подтверждение.
EP
Brunettes Shoot Blondes – Bittersweet
Жанр: инди-поп, бритпоп.
Несмотря на то, что Brunettes Shoot Blondes отошли от брит-попа и мини-альбом грешит непостоянством в выборе стилей, эта пластинка стала важным шагом для группы с точки зрения выхода за рамки «тех чуваков, которые сняли вот тот клип».
The Erised – Desire
Жанр: электро-поп, электроника.
Дебютный мини-альбом супергруппы The Erised важен по двум причинам. Первое: это качественный электро-поп, который вписывается в мировой контекст. Второе: The Erised подписаны на британский лейбл Med School Records.
И именно за счет взаимодействия с британцами, группе за год удалось больше, чем большинству за несколько лет деятельности. Впрочем, нельзя отбрасывать и тот факт, что у каждого из 6 участников коллектива огромный опыт в музыкальной сфере.
Mandarinaduck – Gardensouls
Жанр: инди-рок, дрим-поп.
Музыканты из Запорожья играют отличную смесь инди-рока и популярного ныне дрим-попа. То есть музыку, которая в Украине практически никому не нужна.
Выходит у них мощно. Группа чувствует меру и в количестве гитар, и в «мечтательной» обработке вокала и в структуре песен. В итоге Mandarinaduck остаются блюдом для гурманов, у которых больше шансов покорить Европу, чем заявить о себе на родине.
Peter And The Wolves – Peter And The Wolves
Жанр: инди-рок, блюз-рок, indie-who-indie.
Исторически сложилось, что после участия в группе Океан Эльзы, музыкантов начинает тянуть в инди. Петр Чернявский не стал исключением. В целом, с этим жанром он работал еще раньше, секретно сотрудничая с Esthetic Eductaion. Но именно на дебютнике сольного проекта его потенциал в этом жанре раскрылся в полной мере.
Главное преимущество “Peter And The Wolves” – это честность. Чернявский настолько искренне не пытается всем понравится, что это подкупает с первых нот. Мини-альбом вышел весьма разношерстным с точки зрения стилей. Тут блюзовая “Western” уживается с попсовой “Glad”, а в рамках одной только “Radio” можно расслышать басовые мотивы отсылающие к сольному Фрусчанте и припевы в духе современного инди-попа.
Sorrow Leads To Salvation – Wound Theory. Act II: Identity Crisis
Жанр: электронная музыка, электро-поп.
Электронный музыкант Адам Мейлоу в этом году замахнулся на амбициозную цель – выпустить сразу три альбома, объединив их в общую “Wound Theory”. Из трех пластинок самой мощной выдалась вторая. Иронично, что она обрела название “Identity Crisis”.
Вторая часть триптиха особенно хороша за счет того, что здесь Мейлоу заступает на поле популярной музыки и коллабораций. Совместный трек “Downfall” с вокалисткой НастяЗникає можно назвать одной из лучших поп-композиций года родом из андерграунда. Но и кроме нее альбом достоин не одного прослушивания благодаря выверенным аранжировкам, меланхоличному настроению и вдохновляющему поиску идентичности музыканта.
Tape Holder – Amplicionism
Жанр: прогрессивный рок, пост-рок.
Пеиодичность упоминаний Tape Holder в СМИ приблизительно такая же как количество их концертов. То есть близится к нулю. Однако, этот скромный квартет создает потрясающую инстурментальную музыку и поражает глубиной подхода к звукоизвчелению.
Название “Amplicionism” невозможно ни выговорить, ни запомнить. Но это и не важно. Tape Holder создают цепкую и тягучую музыку в рамках жанра, в котором очень сложно чем-то удивить. Группа заслуживает статуса одной из самых недооцененных команд Украины.
Vivienne Mort – Filin
Жанр: инди-поп, акустический фолк.
Этот год стал годом настоящего взлета для Vivienne Mort. Чувственная, глубокая и проникновенная пластинка, несмотря на акустический формат.
И даже факт того, что 4 из 6 песен, вошедших в мини-альбом, уже давно известны, никоим образом не приуменьшает его важности. По сути Vivienne Mort наконец нашли себя и звучание, в котором им комфортно. “Filin” можно воспринимать как переходной этап к грядущему лонгплею, который станет результатом трансформации от дебютника “Teatr Pipino” к взрослому и продуманному звучанию, коим группа может сейчас похвалиться на сцене.
Статья выпущена при поддержке украинского бренда рюкзаков GUD.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: