Блюз — это состояние души. Отчет с концерта Checkpoint в 44

Мир рок-н-ролла устроен до того причудливо, что амбиции большинства музыкантов зачастую обратно пропорциональны наличию таланта. Чем громче ты кричишь и активнее выпрыгиваешь из своих узких джинсов, тем о большем количестве славы и денег мечтаешь. Чем больше души вкладываешь в каждую ноту и строчку, тем меньше внимания уделяешь раскрутке и около музыкальной шумихе, небольшим размерам гонораров и концертных площадок.

Когда речь заходит о новой украинской рок-музыке, в голове навязчиво крутятся два варианта: инди, ставшее почти безликим от столь большого количества исполнителей и злоупотребления электроникой; и странный, доведенный до гротеска, эпатажный пост-панк, когда за мишурой костюмов и эффектов прячут откровенно жидкое звучание и абсурдные тексты, но всегда и везде не забывают прокричать о том, что «сие творение», мол, гордо сделано в новой Украине.

На таком пестром фоне, качественный, хорошо выстроенный, звук в сочетании с душевной лирикой и эмоциональной подачей, всегда будет смотреться выгодно, а если все это направить в русло неизвестного отечественной музыке жанра блюз-рока с вкраплениями джаза, соула и рок-н-ролла, получится самый настоящий бальзам на душу меломана.

Последний массовый сеанс лечения прошел 4 апреля в арт-клубе «44». Врачевателями стала киевская группа Checkpoint, больше известная в музыкальных кругах, как творческий союз двух опытных музыкантов — Олега Аджикаева (гитара) и Родиона Савчука (вокал) с постоянно меняющейся, но стабильно качественной ритм-секцией.

Первое, что бросается в глаза: эти люди играют не первый год и, кажется, что даже не один десяток молодежи сумели научить играть. Оно-то хорошо, нести искусство в массы, но чем больше учишь чужому, тем меньше остается своего. Вот и приходится все время выжимать импровизацию, в поисках своего собственного, особенного звука. И все бы ничего, да только численность фанатов Checkpoint из года в год не знает головокружительного роста и, в целом, не дает существенного фидбэка, представляя собой все больше компанию старых друзей, тех самых учеников Аджикаева и случайно оказавшихся в нужном месте в нужное время людей. Получается концерт своих для своих, в котором, при желании, всем ново прибывшим тоже найдется уютное место, не зависимо от национальности, пола и вероисповедания.

Атмосфера царила этим пятничным вечером расслабленная и непринужденная — идеальная, для того, чтобы с первыми аккордами живой музыки, даже самый ленивый гость клуба и смертельно уставший офисный работник оторвались от алкоголя и задушевных бесед, и стали отстукивать по столу зажигательный ритм.

Изюминка Checkpoint, на самом деле, не в заморских афроамериканских ритмах, хотя, конечно, других таких белых парней с «черными блюзовыми душами» в Украине еще нужно поискать. Они запоминаются, в первую очередь, высоким классом игры, невероятными по красоте и технике импровизациями и гитарными соло в лучших традициях Джимми Хэндрикса и Эрика Клептона, которые каждый концерт превращают в особенный, а каждую песню заставляют звучать по-новому и словно в первый раз. Доходит до того, что только вслушавшись в слова можно узнать ту или иную песню — музыканты не сдерживают себя в свободе аранжировок. Ритм-секции хватает несколько секунд, чтобы уловить новые повороты гитарной мелодии и пуститься в непредсказуемый джем, снова и снова доводя публику до экстаза.

Для кого играет Checkpoint? Кто эти люди, которым так нужна их музыка? Вопрос, так и не получивший ответа к концу вечера. «We play for you» — поет вокалист Родион Савчук, но, глядя на игру ребят на сцене, понимаешь: они играют в первую очередь для себя, и, кажется, что им абсолютно все равно, будет ли зал заполнен битком, или же они два часа будут играть для пары-тройки незнакомцев. Сам концерт воспринимается коллективом лишь как хорошая возможность провести вечер за любимым занятием. Поэтому, почувствовать себя причастным к их музыке и всему, что происходит на сцене, порой бывает сложно, остается только наблюдать.

Известность не спешит почтить артистов своим присутствием. Checkpoint и не жаждут мировой славы, им, кажется, достаточно таких вот пятничных вечеров в полумраке среди близких друзей и незнакомцев. Музыка делает их счастливыми и это ощущение счастья и кайфа от жизни пьянящим дурманом окутывает пятничных посетителей клуба.

Своеобразного шарма группе придает хрипловатый, чем-то напоминающий Джо Кокера, оптимальный для блюз рока, вокал c отличным английским произношением. Умиротворенный и сдержанный за пределами сцены, в свете софитов вокалист Checkpoint Родион превращается в оголенный нерв: его голос, мимика и танцы временами скатываются в откровенный госпел и фанк, вызывая улыбку и светлые воспоминания о Джеймсе Брауне. Почти всегда прикрытые глаза заставляют думать, что внутри себя Родион в каждой песне рисует невероятной красоты картины.

Вторая половина двухчасового концерта проходит живее, под сценой то и дело толпятся танцующие парочки, а музыканты умело сочетают зажигательные рок-н-рольные ритмы с медленными, щемящими сердце, блюзовыми композициями, которым самое место в папке саундтреков к жизни столичных романтиков.

Checkpoint в каждой песне не устает доказывать, что рок-музыка не обязательно должна быть безумной, кричащей и взывать к агрессии и анархии. И что ненормированное количество дырок на теле, кожаной одежды и дорогих инструментов не смогут заставить людей полюбить твою музыку. Только настоящая искренность и любовь, положенная на музыку, приправленная улыбками и довольными лицами музыкантов от каждой сыгранной песни, может подкупить души разбалованных музыкальным разнообразием слушателей.

Оригинального материала у группы хватило бы на два полноценных лонгплея, однако современный музыкальный рынок диктует свои, не всегда благоприятные музыкантам, правила. Когда нет спроса, предложение падает, а то и вовсе не поступает. Вложить круглую сумму в запись альбомов, которые с нашим уровнем пиратства никто не будет покупать — не лучшая затея. Играть время от времени в клубах и пабах, пусть даже искренне и каждый раз по-новому — грустно. Но в этом, наверное, и есть вся магия блюза.

Однако, любой концерт, каким бы хорошим он не был, подходит к концу. Выпросив еще одну композицию, затянувшеюся в очередную импровизацию, на бис, публике все же пришлось отпустить музыкантов со сцены под громкие овации и довольные крики, с единственным условием: Checkpoint обязаны давать больше концертов. И желательно, не только в столице.

 Елена Карасик
Фото: Анастасия Гижа