ГОГОЛЬFEST’14. Подъем новой украинской музыки

В этом году ГОГОЛЬFEST начался без дождя – невиданное событие, для тех, кто посещает фестиваль современного искусства (который традиционно проводится на заброшенном заводе в районе метро «Выдубичи») не впервые. Охватить все события ГОГОЛЬFEST’14 практически невозможно. Две недели – спектакли, концерты, перформансы, арт-выставки, уличная еда, кинопоказы и многое-многое другое.

Мы сконцентрировали свои усилия на музыкальной программе фестиваля. А в этом году было на что посмотреть. На открытии работало сразу три сцены – главная, уличная и fresh. Главная в дальнейшем то собиралась, то разбиралась,  тогда как уличная и fresh работали практически ежедневно. С уверенностью могу сказать, что в этом году музыкальная программа Гогольфеста представила практически весь цвет новой украинской музыки – и за это им колоссальное уважение. На одной сцене выступали от совсем молодых групп, известных разве что организаторам, до именитых Крихітки, Хамерман Знищує Віруси, Dakh Daughters и т.д.

В этом году на «Гоголе» стало явно легче и лучше дышаться — пространство зажило другой жизнью.

Мои впечатления по некоторым из дней в виде эмоциональных заметок на из Facebook по горячим следам каждого из дней:

Открытие.

«ГОГОЛЬFEST особенный тем, что ты никогда не знаешь, какая именно атмосфера будет царить на нем в следующий раз. В этом году, мы с Black Balloon (моя группа) были в роли выступающих на Fresh сцене, за счет чего впечатления от феста остались очень необычные.

Fresh сцена — интересная штука. Это такой продолговатый ангар со сценой (причем барабанщик на этой сцене сидит в клетке), баром и добротными бургерами. Там клево, громко и индустриально».

День выступления групп SINOPTIK и Fontaliza.

«Сегодня был самый дикий и угарный концерт за вообще неизвестно сколько времени. SINOPTIK не выступали с марта и настолько соскучились по сцене, что выступили на таком диком кураже и надрыве, что нас не то что порвало, размазало по залу.

Fontaliza выдали фестивальный сет, которого я от них еще не видел. Дико драйвовое начало (первые три трека), офигенная отдача; мужик, который вылез на сцену, и привселюдно выгреб сначала от Паши Холошева, а потом и от фанатов; вымученная и счастливая толпа. Fresh сцена однозначно стала событием в музыкальной жизни Киева. Такой концентрации потрясных групп и качественной молодой музыки, на которую действительно идут и идут люди я еще в Киеве не встречал.

Я в восторге. Спасибо».

Помимо этого в память врезался Koktebel Jazz Day.

«Вчера на уже любимой Fresh сцене был день Koktebel Jazz Festival. Я еле успел прибежать с работы на 3 последние песни любимых Panivalkova. К сожалению, удалось увидеть слишком мало, чтобы делать какие-то серьезный выводы, но явно бросилось в глаза то, что девочки адаптируют программу под большую сцену и у них это получается. Песни стали более размашистыми, но при этом удается сохранить какой-то камерный уют. В общем, все хорошо, жду следующего большого концерта.

Анастасия Плис, Лика Бугаева. Эмоции от них разные, но предпочту оставить без обширных комментариев. Вкратце — я не в восторге.

А вот Вагоновожатые — это уже совсем другая история. Они нереально крутые. Минималистичные электронные аранжировки, приправленные живой ударкой, слегка упоротые тексты в духе СБПЧ и книг Жадана. Солиста Антона Слепакова можно показывать молодым группам в качестве примера: «Смотрите, если вы сможете хотя бы в полсилы, как он — уже будет очень и очень клево!». Так раскачивать толпу, оставаясь совершенно искреннем перед собой и зрителями — опыт и навыки, офигенно.

Скажу честно, «Неприятель» меня задел так, как не задевало ничего со времен добротных театральных постановок. Это был номер, история, рассказанная на сцене, с эмоциями, игрой и чувствами. Я выходил из транса минуты три. Народный вокал на «Восстании ватников» пробрал до мозга костей. Барабанщик — это вообще фантастический элемент. Гитарист-диджей, который выглядит, как солист the Shins, добавляет образу группы такой парадоксальности и законченности, что сомнений в том, что 2 ноября я пойду на сольник в «Юность» и потащу друзей — не остается никаких.

Спасибо, ГОГОЛЬFEST, что наполняешь украинскую музыку все новыми и новыми именами. И результат не заставит себя ждать. Мы явно становимся свидетелями подъема новой украинской музыки».

По результатам фестиваля удалось собрать материал  для двух обстоятельных статей:

Panivalkova. Дамы вперед

Вагоновожатые. Электронная музыка с глубоким смыслом.

Резюмируя все увиденное и вышесказанное: ГОГОЛЬFEST удался. Две недели подряд точкой сбора номер один были «Выдубичи». Две недели, в течение которых Киев был выдернут из привычного жизненного и рабочего ритма и все только и говорили о том, что будет сегодня-завтра или послезавтра на полузаброшенном заводе. Ленточка «гогольфест» на руке стала определяющей меткой в принадлежности к культурной жизни страны.

Конечно, были недостатки. В частности, далеко не все волонтеры качественно выполняли свою работу. Очереди на входе, неразбериха с ленточками. Но на самом деле, в контексте успеха цельного мероприятия – это мелочи.

Спасибо команде за то, что на голом энтузиазме выходит делать такой качественный фестиваль. Именно такие события как ГОГОЛЬFEST закладывают благодатную почву для будущего развития многострадальной украинской культуры.

Алексей Бондаренко

Фото: Евгения Люлько

Больше фото: