9-11 сентября 2016 года в селе Поляна Свалявского района Закарпатской области прошел первый фестиваль Polyana Music Festival. Мы провели в Поляне три дня и готовы рассказать, как все прошло.
Поляна Ивана Ивановича
Село Поляна очень сильно отличается от образа «украинское село в Закарпатье». Первое, что поражает при въезде – фонари, работающие от солнечных батарей. Потом обращаешь внимание на ровные дороги, аккуратные красивые домики и потрясающие пейзажи вокруг. Поляна – курорт минеральных вод. Именно здесь разливают «Поляну Квасову» и «Лужанскую». Туризм для села – главный источник заработка и развлечений. По словам местных властей в «высокий сезон» село принимает до 30 000 туристов.
«Когда мы первый раз приехали в Поляну, мы поняли, что здесь все уже готово. Вся инфраструктура. Бери и проводи фестиваль», – рассказывала после мероприятия Евгения Стрижевская, идеолог и основатель Polyana Music Festival.
Принципиальную роль в организации отыграл местный сельский глава – Дрогобецкий Иван Иванович. Именно ему, по словам местных жителей, село обязано своим благополучием, достатком и вообще всеми благами. Музыкальный фестиваль стал для Ивана Ивановича возможностью увеличить количество туристов вне сезона – то есть осенью.
Для организаторов помощь сельского главы оказалось бесценной – именно муниципалитет выступил основным партнером фестиваля. Кроме администрации Поляны, подключился и губернатор Закарпатья – Геннадий Москаль. Иван Иванович без проблем выделил удобную площадку под фестиваль в 3 километрах от центра Поляны, добыл гигантский трансформатор и даже в кратчайшие сроки установил еще 48 фонарей специально по дороге на территорию фестиваля.
Фестиваль с хорошим вкусом
Организаторы Polyana Music Festival решились на довольно смелую концепцию. Это электронный «фестиваль с хорошим вкусом». Лайнап состоял исключительно из групп, играющих электронику, этно-электронику и world music. Никакого рока, инди или попа. На сцене даже не было традиционной для таких мероприятий ударной установки.
Хедлайнер Deep Forest идеально вписался в формат фестиваля. Горы, опушка леса, ритмы народов мира, «глубокий лес». Честно говоря, сложно придумать группу, которая бы могла так же удачно вписаться в заданный контекст. Polyana Music Festival играет в долгую. Организаторы прекрасно понимают, что делают, оценивают риски и планируют на несколько лет вперед.
«Перед фестивалем у нас было очень заманчивое предложение от Мумий Тролль, – рассказывает Стрижевская. – Это тот вариант, который наверняка привлек бы массовую аудиторию. Но мы решили, что концепция важнее, а в нее Мумий Тролль явно не вписывались».
Цель организаторов – создать фестиваль, на который будут ехать ради атмосферы и определенного типа музыки, а не ради громких имен. Именно поэтому первый Polyana Music Festival должен был стать визитной карточкой, безупречным мероприятием без оглядки на количество посетителей.
В первый день фестиваля стало ясно, что толпы ожидать не стоит. Бесплатная дневная сцена не «сработала». Часть людей забилась поближе к еде, а на раскаленном танцполе из опилков танцевала аж одна девушка. На основную, платную сцену аудитория начала понемногу подтягиваться к закату.
Зато фудкорт, несмотря на небольшое количество точек, представлял собой гастрономический рай. Оторваться от бограча по 40 грн или удержаться от пары рюмок домашней «Палинки» было практически невозможно. Но призывы Стрижевской (которая была ведущей фестиваля) и музыка со сцены все-таки оттягивали людей от поглощения пищи.
Deep Forest + ONUKA
Первый день был посвящен сочетанию этно и электроники. Открывали фестиваль киевляне Go-A. Группа задала себе курс на совмещение электроники с тяжелыми гитарами и народными мотивами. Сейчас Go-A, лишившись перкуссиониста и бек-вокалистки/флейтистки, звучат как Pendulum, участники которого родились в гуцульской семье. Go-A валят ревом гитарного перегруза, драм-н-басом на плейбеке и народным вокалом, который периодически напрочь выбивается из музыкальной картинки. Начать фестиваль хотелось мощно – Go-A с этим справились. А вот за утонченность отвечали следующие группы.
Белорусы Shuma не очень хорошо известны украинской аудитории, а зря. В составе две девушки, отвечающие за народный вокал и парень-диджей, который держит на себе всю музыкальную составляющую. Shuma – это актуальная и современная электроника, поверх которой накладывается полупрозрачный слой фольклорного вокала. Группа явно вдохновлялась примерами Bonobo и Caribou и постаралась вписать народную музыку в современный контекст. Им это удалось. Но Shuma не хватает качественного визуального продакшна. Пиротехника и гигантский постамент Avicii им вряд ли пригодится, а вот пару пьедесталов для солисток и мощное световое шоу уж точно не помешают.
Вслед за белорусами, после небольшой паузы, на сцене появился главный герой фестиваля – Deep Forest. Переоценить значимость французского коллектива для мировой музыки очень сложно. Несколько наград «Грэмми», статус культовых музыкантов, пример для подражания для десятков артистов. В последние годы проект Deep Forest сбавил обороты, а сам Эрик Муке сконцентрировался на сольном творчестве. Но в 2016 году последовал первый полноформатный альбом за 12 лет, а за ним – и возможность привезти Муке с коллегами в Украину.
На сцене – сам Эрик, диджей-гитарист и саксофонист-флейтист. Сет Deep Forest был полон импровизации и легкости. Музыкантам уже давно ничего никому не нужно доказывать и по их лицам было видно, что они играют в свое удовольствие. Эта музыка далека от современного саунда, но не менее привлекательная для поклонников. Значительная часть посетителей фестиваля ждали выступления Deep Forest в Укране более 10 лет. Мечта исполнилась, а группе настолько понравилось, что она отыграла дольше запланированного и дала бис с размашистой импровизацией.
На пресс-брифинге перед началом фестиваля Ната Жижченко, сидя по правую руку от Эрика Муке, со смущением в глазах рассказывала о том, насколько важную роль Deep Forest отыграл в ее жизни и в ее становлении как музыканта. Тот факт, что ONUKA играла после Deep Forest фактически выводил украинскую группу в статус хедлайнеров. Саму Нату это ужасно смущало, но факт остается фактом – ONUKA в Украине популярнее Deep Forest.
Это уже второй фестиваль, на котором удалось увидеть перевоплощенную ONUKA. Из модного артиста ONUKA стремительно превращается в Артиста с большой буквы. Раньше выступления группы Наты не отличались особой динамичностью и заводили аудиторию за счет известности песен. Теперь все по-другому.
Новый EP позволил ONUKA раскрепоститься и поэкпериментировать с более жесткими треками. Ната ожила. Теперь она на сцене – двигатель всего. Она сливается с музыкой, танцует, эффектно размахивает специальными перчатками и вообще производит впечатление совершенно другого человека – не того, который выходил на сцену еще год назад. К тому же, на Polyana, у Наты был дополнительный стимул – за ее выступлением наблюдал ее кумир.
Муке не просто заскочил на выступление ONUKA. Он смотрел весь концерт, обменивался впечатлениями с Женей Филатовым (The Maneken), а под конец вовсю затанцевал. По возвращении домой, на странице Deep Forest в Facebook появилась ссылка на клип ONUKA и множество восторженных слов. Того гляди, и коллаборация не за горами.
Закрывал первый день проект Sun Groove, на выступление которого нам, к сожалению, попасть уже не удалось. (Хотя все, кто был, говорят, что было очень мощно).
День 2
Второй день открывал лайв-сет киевского музыкального продюсера Morphom, известного читателям LiRoom по совместным проектам с другими украинскими музыкантами. Вместе с Романом Череновым выступает Вячеслав Охрименко, который играет на электронных барабанах и выступает главным магнитом для глаз на сцене. Музыка Morphom – мощная, актуальная, ломанная электроника. Музыканты периодически будто издеваются над публикой, доводя ее до пикового момента и окуная в холодную воду, обрывая кульминацию. Весь сет оставляет ощущение недосказанности, желание раскрыть эту музыку получше. Будто тебе показывают первую серию, а впереди – еще несколько. Чтобы узнать развязку, за Morphom стоит пристально следить в ближайшее время.
Sexy Suicide – польский синти-поп дуэт, который должен был поразить визуально и порадовать танцевально. К сожалению, не вышло ни первого, ни второго. Музыка группы скорее напоминает археологические раскопки музыки 80-х, а не попытки ее переосмысления. Добавим к этому довольно фальшивый вокал и скованное поведение на сцене. Sexy Suicide – группа очень «на любителя». Среди зрителей, крайне вяло вызывавших поляков на бис, «любителей» оказалось немного. Но все же, они нашлись – фотографировали и брали автографы у поляков, которые после концерта незатейливо пришли поужинать на фудкорт.
Cepasa уже окончательно освоился в формате лайв-бенда с электрогитарой и бас-гитарой, однако в его выступлениях все явственнее чувствуется недостаток динамики. Группа Паши Ленченко – одна из немногих, которая задумалась о дополнительном визуальном оформлении сцены и возит за собой специальные лампы, которые причудливо расставляются по сцене. Cepasa на сцене выглядит очень уверенно. Однако для фестивальных сетов явственно не хватает электронного молотилова, которое Паше не очень близко по духу.
Chicane прилетел на фестиваль впритык, даже не успев на саундчек. На звуке это никак не сказалось. Сейчас в группе с британцем энергичная барабанщица, которая, в основном, постукивает по перкуссии и вокалистка, периодически оживляющая происходящее бодрыми выходами на авансцену. Сам Николас больше похож на математика, который последние несколько лет безвылазно сидел в лаборатории.
Как и Deep Forest, Chicane – это старая гвардия. Музыка, которая эхом доходила до поколения людей, рожденных в середине 90-х. Эти артисты все еще хороши на сцене и обладают колоссальным опытом, однако идут не в потоке, а параллельно музыкальным тенденциям.
Завершали ночную программу львовяне TonikaDJBand. Нам не удалось на них попасть, но, если верить отзывам, команда выступила мощно и колоритно, хотя треки звучали слегка однотипно.
Сделать все как надо
Polyana Music Festival – практически безупречно организованный фестиваль. Заметно, что Стрижевская и команда хотели, а главное, получили возможность сделать все «как надо». Хороший звук, все нормально с туалетами, много вкусной еды, недорогой алкоголь, минимум проблем с логистикой, адекватные цены на такси и в ресторанах (Иван Иванович намекнул местным предпринимателям, что наживаться на любителях музыки – не очень хорошо), нормальная охрана, большой продуманный кемпинг.
Артисты, с которыми удалось перекинуться парой слов, тоже остались приятно впечатлены отношением и работой команды фестиваля.
Единственное что Polyana не удалось – это собрать много людей. Одномоментно под сценой могло находиться «на глаз» не более 600-700 человек. По словам организаторов, за три дня через все локации фестиваля прошло около 6000 человек. При этом около 10-20% людей, приехавших в село на фестиваль, действительно были иностранцы.
Polyana Music Festival – это оазис для любителей электронной и этнической музыки. Это стильный и большой фестиваль с отменной организацией. Хочется верить, что он таки найдет своего слушателя и сформирует ядро аудитории. Вдалеке от больших городов это сделать намного сложнее, чем в мегаполисах. Но реально. Карпаты – место, в которое всегда хочется возвращаться. Большой музыкальный фестиваль – отличный повод ездить туда чаще.
Фото: Андрей Максимов/Polyana Music Festval
Фото Cepasa: Юрий Стефаняк/Polyana Music Festival
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: