Выходя за рамки. Pur:Pur в сопровождении оркестра в киевском Доме Офицеров 02.12.2014

Мне доводилось видеть Pur:Pur в самых разных концертных условиях и застать три различных состава музыкантов. Группа Наты Смириной и Жени Жебко постоянно придумывает себе какие-то испытания, а потом делает все возможное, чтобы с этими испытаниями справиться.

В этот раз Pur:Pur пошли еще дальше обычного – они не просто сменили формат звучания, а забросили клубы и вышли на большую театральную сцену. Программа в сопровождении симфонического оркестра – задача еще та, и посмотреть, как харьковчане с ней справились, можно было в киевском Доме Офицеров вечером 2 декабря 2014 года.

Концерты рок-групп в театре – очень интересная штука. По фойе снуют хипстеры, которые выглядят несколько скудно без коктейлей в руках. Между ними, то тут, то там проскакивают среднего возраста пары в традиционных вечерних нарядах. И те, и другие поглядывают друг на друга с некоторым любопытством и недоверием, но явно доброжелательно.

Звук тоже принципиально отличается. Если в клубе басы и ударные сносят звуковой волной, а домой идешь слегка оглохшим, то в театральном зале поражаешься нюансам, которые удается расслышать, вроде трения пальцев о струны или метронома в наушниках музыкантов, но при этом очень неотчетливо слышишь вокал в моменты, когда вступает оркестр.

К самой программе Pur:Pur отнеслись очень трепетно и, со свойственной этому коллективу, любовью. Продумано было все до мелочей. Стало ясно, к чему же еще несколько месяцев назад в руках у Наты появился вызывающе красный микрофон – теперь вся группа придерживается черно-красной стилистики. Черные рубашки, красные галстуки; черное платье, красный микрофон; черные бабочки, красные крылья; и даже красная резинка на черном безголовом басу.

Pur:Pur в сопровождении оркестра – это не только и не столько музыка. Это атмосфера. И детали.

Начиналось все с вводящего в транс раскачивания звука при помощи загадочного, но популярного ханга (он же заполнял все паузы в дальнейшем). За ним  оркестровое интро — и, неожиданность! — помимо струнных на сцене оказывается три трубача, сразу добавляя происходящему легкий дух классического фанка. Первая песня новая – Корабль.

По ходу концерта я насчитал целых семь новых песен: Корабль, Ні до чого (вторая песня группы на украинском), How Beautiful, At last, We Do Change, Armstrong (с клевой фанковой концовкой), Спишь. А это больше половины треклиста. Pur:Pur сделали ставку на лирику и душевность, и могли бы споткнуться о нединамичность программы, не будь у них такого потрясающего видеоряда.

А видеоряд заслуживает высших похвал. Видно, что времени на него ушло уйма. Помимо этого, все песни идут четко под метроном, таким образом, видео секунда в секунду совпадают с происходящим на сцене. Перед песней Belong, Ната рассказала о том, что она поет о тех ситуациях, когда оба человека тянуться друг к другу, но у обоих уже кто-то есть. И это бы утонуло в мелодии, не будь на экране концептуальной истории о парне и девушке, сидящих в каркасных кубах без стен.

Спустя пару песен история повторяется, но уже в другом контексте – пара танцует в нарисованном мелом кругу и никак не может выйти за его пределы. На Черном Стихе свет гаснет, и мы наблюдаем Нату только с экранов в черном обрамлении. На Messy Sounds меж неподвижных Наты и Жени выплескивает эмоции чрезвычайно артистичный чувак. И всюду стены, наигранная бесчувственность, запреты, мнимые ограничения.  Борьба с самим собой становится краеугольным камнем программы. Первую ее половину мы наблюдаем Нату в зажатом образе черного лебедя, вторую – с бабочками, буквально вылетающими из головы, в возмутительно утонченном платье.

Pur:Pur с оркестром звучат строже, чем обычно, не допускают того размаха, который был, например, на Jazz Koktebel в 2012 году или Малой Опере в 2013. В театральных стенах это выглядит уместно. И особенно контрастирует открытость Смириной, которой она не изменяет даже в контексте такой программы. Ната общалась с залом, искренне делилась восхищением тем, что программа с оркестром вообще стала возможна, а после — долго общалась с поклонниками и раздавала автографы сидя прямо на ступеньках под сценой.

Зал, расслабленный музыкой и мягкими сиденьями, довольно вяло реагировал на призывы группы подпевать, но когда Pur:Pur вознамерились покинуть сцену, резко ожил, зашумел и принялся звать на бис. Группа вышла в традиционном составе и сыграла Снеговика, A Kiss, а на второй бис – Use (c клавишником). Растроганные поклонники неспешно потянулись к выходу.

Честно говоря, я так до конца и не понял, на какой сцене Pur:Pur комфортнее – театральной или клубной. Когда гремят струнные, плюс антураж, диковинный наряд Наты, свет и видео – все выглядит очень естественно. Но когда на сцене остается традиционный фулл-бенд, кажется, что вот же, это и есть Pur:Pur, каким я привык его видеть. Видимо, группа и сама до конца не определилась, поскольку в программе смешала и то, и другое (пусть без оркестра лишь на бис).

Pur:Pur оформились как сильнейшие визуалы. Они и раньше поражали своих поклонников прекрасными самодельными мультиками, которые становились клипами. А в рамках программы с оркестром, стало возможно дать волю фантазии в реальном мире, за пределами мониторов.

Наконец определившись с составом, харьковчане поставили себе новые рамки, за которые сразу же вышли. Работа проделана огромная — это видно, и это впечатляет. Главное, чтобы это стало не последним, а лишь промежуточным испытанием.

Подготовил: Алексей Бондаренко

Фото: с официальной страницы Pur:Pur Вконтакте