Хундертвассер – ты прекрасен, каждый на своем месте

Репортаж с презентации альбома «вассервага» группы Вагоновожатые в клубе Sentrum в Киеве. 

Музыкант – это профессия, которой стоит заниматься, только если ты не можешь ей не заниматься. Вагоновожатые – это тот случай, когда ты смотришь на сцену и понимаешь, что люди на своем месте. Настолько, что даже не можешь себе их представить в другой ипостаси.

В жизни скромный и слегка застенчивый Антон Слепаков начинает носиться по сцене, прыгать и сносить микрофоны на первой же песне. Стас Иващенко, будто сливаясь с барабанной установкой, выбивает приправленные электронным звучанием ритмы. Валентин Панюта держит под контролем аранжировку, периодически отвлекаясь на минималистичные гитарные риффы.

Вагоновожатые за два года своего существования выросли из любимцев богемы в ведущих представителей украинского андерграунда. Вопрос «А это те, что И Друг Мой Грузовик» уже даже не стоит. Люди уже спрашивают: «а «ИДМГ» — это вот тот чувак из Вагоновожатых»?

На презентации дебютного альбома «вассервага» трио сыграло весь имеющийся репертуар. Его, на самом деле, не так много. Но удельный вес каждой песни превышает добрую половину того, что выпускалось в Украине за последнее время. Как минимум, по смыслам.

Лейтмотивом творчества Вагоновожатых так или иначе проходит тема манипуляций над сознанием. Начали шизофречниеской «Обабелые», написанной по мотивам психологического эксперимента, закончили «Шлемофоном», что тоже как бы намекает.

Видеоряд удался настолько лаконичный и мощный одновременно, что, вместе с напором Слепакова, иногда казалось, что находишься в мультфильме Pink Floyd. Пора рассыпать ржавые гвозди, ага.

Вагоновожатые очень зависят от собственного настроения и эмоций. Я помню одно из первых исполнений песни «Неприятель», которое было на ГОГОЛЬФЕСТе в 2014. Тогда Антон чуть не разнес басовый комбик, а я еще пару минут отходил от нахлынувшего отчаяния, которое без моего разрешения проникло куда-то глубоко внутрь.

В этот раз «Неприятель» прозвучал слегка натянуто. Больно хорошее настроение было у ребят на сцене. Сразу после него Слепаков рассказал, что некоторые песни им уже играть надоело и пора с одной из композиций распрощаться – под раздачу попала «2*7055» (которая, и вправду, выбивается из общего настроения, которое Вагоновожатые транслируют альбомом).

Зато как же мощно прозвучала «Обабелые» (оба раза). Как прекрасна и меланхолична «Старость», как странна «Фалунь», как мощен «Неудобен», как забавно было наблюдать младшего Панюту, который на одну песню заменил собой Слепакова, и это ни на секунду не показалось неуместным.

Апофеозом стал «Хундертвассер». Гимн всего концерта, заглавный трек альбома, один из самых цепких и емких текстов последних лет, при этом готовый стадионный боевик.

Когда Вагоновожатые вышли на бис и начали ровно так же, как начинали концерт, возникло неслабое дежавю. Люди начали переглядываться и перешептываться «А если сыграют концерт по второму кругу?!». Уверен, из тех, кто дождался биса, никто бы не ушел даже при таком развитии событий.

Зал был заполнен почти полностью. Это главный показатель того, что критики и меломаны, в унисон восхвалявшие «старичуль», не ошиблись. Вагоновожатые размерено и настойчиво пробивают себе путь к музыкальной вершине. А главное то, что эта вершина для них — не главное. Судя по всему, уже того, что они могут доносить свою музыку и слова со сцены, достаточно, чтобы сделать Антона, Валика и Стаса вполне счастливыми людьми. Как и их слушателей.

Текст: Алексей Бондаренко

Фото: Евгения Люлько