1110x80

Евгения Стрижевская (Polyana Festival): “Будь организатором, а не аудиофилом или критиком”

Автор: Леша Бондаренко 1 7552

В этом году в селе Поляна Закарпатской области во второй раз пройдет фестиваль Polyana. В этом году одним из хедлайнеров вновь стала Onuka, также заявлені Sun Groove, Вагоновожатые, Beissoul&Einius и еще с десяток артистов. LiRoom станет программным партнером фестиваля и займется подбором лайнапа новой инди-сцены Forest Stage.

В преддверии фестиваля мы пообщались с Евгенией Стрижевской, идеологом и основателем фестиваля, опытным промоутером и организатором. Мы поговорили о концепции, конкурентах, гонорарах, изменениях по сравнению с прошлым годом и ожидаемой посещаемости.

19478722_1767764109902307_560661619_o

– Не могу не спросить. Как тебе Atlas Weekend?

– Мне хотелось бы поблагодарить всех причастных этому яркому действу. Субъективно, в первую очередь за то, что благодаря этому фестивалю появляется достаточно четкая градация не только стилистических различий (рок-, джаз-фест), а и масштабности событий. Если говорить про open-air, то как в мире, так и у нас, уже есть, так называемые «Супер-фестивали», с аудиторией более 100 000 человек. Есть специализированные фестивали, с аудиторией менее 5000 человек. И есть, так называемые, тематические, либо же «атмосферные» фестивали с аудиторией в среднем от 10 000 до 100 000 человек. Вот в третьей категории, мы изначально себя и позиционировали.

Наши амбиции не позволили нам начинать со специальных фестивалей, а наш опыт не дал возможности рисковать имиджем для «супер-фестиваля» в горах Закарпатья с 1-го года его существования.

Хотелось бы, чтобы каждый украинских фестиваль, имел возможность запоминаться своим креативом, своим концептом, своей авторской идеей. А не мерялся лайнапом с каким-нибудь соседом. Только так в этом бизнесе возможна здравая конкуренция. Хотя мы – за дружбу и обмен опытом.

– Чем вторая Polyana будет отличаться от первой?

– И нельзя сказать — приезжай и посмотришь (смеется). Но по правде, форматом присутствия LiRoom и появлением третьей сцены. Если сейчас анализировать паблики, то эта новость вызвала наибольший резонанс. И мне немножко жаль, потому что вместо того, чтобы постить что-то в духе «блин, как будет круто, будем слушать Beissoul & Einius под звездами» или «вау, я снова услышу ONUKA и с новой музыкой». Или просто спросить, почему у вас поменялся логотип… Все лайкают и комментят новую сцену. Это хорошо. Значит, мы угадали, это было нужно и востребовано.

Если говорить про организационные моменты, я считаю, что очень сильно угадала с новыми партнерами. Для меня большое чудо, счастье и большая удача, что к нашей команде присоединились Агентство «42», под руководством Дениса Блощинского и Тимура Мазура. Это известные организаторы с хорошей репутацией и очень красивыми проектами. И если раньше я сильно нервничала перед фестивалем, то сейчас я просто нервничаю. Сегодня, мы стабильно развиваемся и меряем категориями в пять-десять-пятнадцать лет. Все прописано, нам видны наши цели и это очень хорошо.

Если говорить о количественных показателях, то мы добавили еще один день, которого очень не хватало на большой сцене в прошлом году. Его цель — не только увеличить фестиваль, а и отблагодарить местную аудиторию за то, что она нас воспринимает. Это наш аргументированный эксперимент, попробуем. Я думаю, что все останутся довольны.

Что еще? У нас будет очень хорошо реализована работа целого департамента — туристическое направление. То есть мы предлагаем аудитории не просто послушать хорошую музыку, а и насладиться целым циклом впечатлений. Рядом с Поляной и в Закарпатье в целом есть изумруды культуры и истории, которые просто необходимо изучать.

У нас будет реализован некий цикл специальных пиар-проектов. Это то, что нам не удалось в прошлом году. Я пока не могу рассказывать о них, но они заставят людей немножко по-другому смотреть на фестивали. Потому что для нас фестиваль – это не только развлечение, а и событийный туризм, оправданный туризм.

Мы немного видоизменили слоган. В прошлом году был «час святкувати життя», а сейчас – «екологія музичного смаку». Мы будем очень серьезно развивать экологическую проблематику. Об этом мы тоже будем отдельно рассказывать.

И главное, что будет отличать следующую Polyana от предыдущей — это количество аудитории. Ее будет больше.

> Читайте также наш отчет с первого фестиваля Polyana

dif_1966

– Недавно в фейсбуке поднялся вопрос гонораров артистов на фестивалях. Часто молодые группы играют бесплатно. Где тот переходной момент, когда группа перестает быть не самодостаточной и уже заслуживает гонорар?

– Я это вижу совершенно по-другому. Назовем это страшным словом “формат”. Я – категорически против «торгов о гонораре». Мне озвучивают сумму гонорара и я либо соглашаюсь, либо если не могу себе его позволить, озвучиваю сразу, сколько могу предложить. Без лишних разговоров, рассказов у кого там какая аудитория и так далее. С другой стороны, я очень хорошо ориентируюсь в ещё одном понятии – ценообразовании.

Я не совсем понимаю бесплатную работу музыкантов, когда это коммерческий фестиваль. Если ты организатор — это твои проблемы, что ты не можешь заплатить участникам. Создавай такой формат, который ты можешь себе позволить. Отдавай отчет своим амбициям. Заканчивай быть аудиофилом, становись организатором. Для кого-то может быть большой психологической травмой, но организатор — это не всегда творческая работа.

Возвращаясь к Поляне: мы сейчас небольшой фестиваль, но у нас есть определенные договоренности и я понимаю, чтó мы сегодня можем себе позволить, а что сможем позволить послезавтра. Когда я составляю бюджет, у меня нет пробелов, черточек или нулей в графе “артисты”. Туда сразу заложены гонорары и суммы.

Но! Существует другой формат, который я как организатор предлагаю с Forest Stage. Это публичная, бесплатная сцена. Мы ставим музыкантам хороший звук, предоставляем аудиторию и PR, возьмем на себя все расходы по их пребыванию/приезду. То есть, в любом случае, для них это не будет в минус. И тут всё просто: хотите, — будем дружить. И работать по таким договоренностям в этом году.

Но я никогда не решаю вопросы оплаты по кажущейся мне известности групп. Да, на такие открытые форматы (Forest Stage), скорее всего, согласятся молодые проекты. И это очень правильный обмен возможностями.

С другой стороны, я иногда бываю несогласна с ценообразованием определенных групп. Но это их моральное право, складывать свою цену. А я, как организатор, имею право с ними не согласиться. Просто если вы вложили тысячу долларов в фейсбук — это не значит, что ваш гонорар сразу стал равен тысяче долларов.

По моим ощущениям, скоро фестивали для артистов перестанут быть прямой коммерческой деятельностью. К примеру, ты едешь на Sziget, где выступаешь перед 5-20 тысячной аудиторией, которая потом начинает покупать твою музыку. Задача организатора – обеспечить тебе эту аудиторию и промоутировать тебя в своей стране. И мне кажется, что в скором будущем, договоренности в этой составной части нашей инфраструктуры станут ещё более открытыми, прозрачными и понятными.

19239397_1766672113344840_472283176_n

– За последние год-два у меня появилось ощущение, что украинская музыка пошла на спад. Становится меньше групп, выпускается меньше альбомов. У вас из прошлогоднего лайнапа повторяется два артиста — ONUKA и Sun Groove. С чем это связано?

– В этом вопросе, я скорее склоняюсь к утверждениям твоего коллегии Саши Вареницы, который считает, что у нас наоборот, перерасход украинской музыки. Грубо говоря, музыки больше, чем её могут купить (имею в виду билеты на концерты).

Глобально, очевиден взрыв после нашей консервации и он продолжает давати свои плоды. Ежегодно, ежемесячно. Я слушаю много разной музыки, в разных странах. И объективно могу утверждать, что наша, украинская музыка, не только «девайсово» не уступает мировой музыке. Она во многом, опережает или же находится в Авангарде Мысли Мировой музыки. И я очень желаю украинским музыкантам перестать жалеть, что они не могут ездить в Россию и развернуть свой вектор в сторону Европы. Но тут появляется другой вопрос: “Что вы играете?”.

С инди-роком, к примеру, в Европе тяжело пробиться, потому что его там очень много. Должно быть что-то мегафирменное либо аутентичное. А ещё, должен быть грамотный менеджмент и красивый продукт. У нас есть такие примеры. Горжусь, что знакома лично с ними.

А почему мы повторяем артистов? Ну, во-первых: у меня есть тайное желание, чтобы группа Onuka выступала у нас каждый год. Почему? Потому что это идеальное сочетание музыки и атмосферы фестиваля. И мне очень хочется, чтобы под сценой было не около двух тысяч людей, а гораздо больше. Хочу исправить эту историческую несправедливость. К тому же для нашего фестиваля, группа Onuka – это определенный концептуальный ориентир, как и Deep Forest, к примеру. И для меня, как для романтика, крайне отрадно, что эти два музыкальных «гения», встретились у нас на фестивале и продолжили своё творческое общение в течении года, результатом которого стали несколько синглов\каверов и намерения совместного творчества.

Ну а Sun Groove – это ориентир того, как мы строим мост между молодой местной аудиторией Закарпатья и нашим фестивалем. После прошлогоднего выступления местные ребята прожужжали мне все уши об этой группе. И крайне радостно, что это современная украинская этно-электроника, в которой мультиинструменталист Олекса Кабанов, с участием очень энергетичного перкуссиониста Валентина Богданова творят интереснейшую музыку, под управлением классика украинской электронной сцены, Кости Мишукова. Удержаться и не позвать их еще раз было невозможно. Хотя, честно говоря, я против повторов. Но бывают случаи, когда их не избежать.

19397852_1766672116678173_915209940_n

– Ты говоришь, что никто не спрашивает про новый логотип. Вот спрашиваю. Почему изменился логотип, почему изменилась фейсбук-страница и почему Денис Блощинский и агентство «42» числится как сооснователь, хотя фестивалю уже второй год?

– Если ты заметил еще изменилось название фестиваля. Мы были Polyana Music Festival, теперь Polyana Festival. Мы хотим экспериментировать и пробовать новый формат и из года в год оставлять и приглашать в фейсбук-паблик только тех людей, которые являются нашей реальной аудиторией. То есть каждый год мы хотим менять соцсети.

Это не потому, что нам скучно. Мы придумали себе идею настоящей аудитории. Я, если честно, не была до конца довольна таргетингом в прошлом году. Мне кажется, что старый таргетинг, несмотря на то, что за два месяца помог собрать девять тысяч человек (а это очень круто для непопсового фестиваля) попал не совсем в наших людей. А хотелось бы работать только с нашей аудиторией. Когда ты публикуешь пост в группе, и из 9 тысяч человек только 20 ставят лайки — это странно. А когда у тебя в группе 5 тысяч человек и при этом 500 лайков под постом — это хорошо и так должно быть.

– В прошлом году вы тоже говорили про зарубежных гостей, но их было не сильно много. Какие шаги в этом направлении вы предпринимаете в этом году?

– По нашей аналитике их было ровно столько, сколько мы запланировали – от 5 до 10%. Мы рассчитывали что в целом будет больше людей. В этом году коммуникация будет выстроена более грамотно.

Нам способствует то, что это приграничная территория. Наш сайт будет на пяти языках. У нас будут специальные инфопоинты, и к примеру, венгроговорящие волонтеры. Через наш туристический департамент мы общаемся с турагентствами. В этом году наш план — около 15-20% иностранных туристов. Я думаю, что это абсолютно реальные цифры.

– В прошлом году вас активно поддерживал сельский глава Поляны. Я так понимаю, что в этом году — тоже. Насколько он остался доволен прошлогодним фестивалем и как поддерживает в этом?

– Ему было непросто в прошлом году, потому что он привык к другим фестивалям. Он сам организовывает фестиваль минеральной воды, где все совершенно по-другому. Но как грамотный менеджер он прекрасно понимает для чего родился наш проект.  Мэр (а сегодня уже Глава Теріторіальної Громади) понимает, что курорт нужно омолаживать. У него много идей, касающихся спортивных мероприятий, велосипедных дорожек в горах, веломаршрутов. Все это строится на европейских прототипах. Он понимает, что фестиваль такого масштаба не превращается в конфету за один год.

– Сколько ожидаете посетителей в этом году?

– Наша цель, минимум в два раза больше чем в прошлом году. Наш ориентир, 20 000 человек.