Женя Люлько съездила на третий по счету фестиваль “Файне Місто” в Тернополь в двух ипостасях: журналиста-фотографа, а также участника команды группы и написала свои впечатления от увиденного.
Украинские музыкальные фестивали – последняя надежда меломана «ворваться» этим летом, не выезжая за границу. Я съездила на фестиваль Файне Місто и за два дня успела почувствовать себя как в роли простого посетителя, так и участника команды артиста.
Локация
Объезжая территорию фестиваля по пути к парковке, вижу картину – мужчина сушит некогда белое полотенце на растяжке от палатки, рядом висят его грязные носки. Это бесплатный кэмпинг. Из бесплатного тут только место для палатки. Дрова и душ оплачиваются отдельно. Но проходя сквозь кэмпинг на третий день, создается впечатление, что душем никто и не пользовался.
Далее расположен платный палаточный городок – 80 грн на все дни фестиваля. Тут все более цивилизованно. Бесплатно можно взять дров для костра и помыться, набрать себе холодной питьевой воды или зарядить телефон за 15 грн (в отличие от 30 грн в бесплатном кэмпинге). Но для этого придется отстоять очередь к пяти доступным розеткам.
Около 8 утра начинаются саундчеки групп. Сонные музыканты после ночной дороги начинают настраивать инструменты. Я же решаю прогуляться по локации фестиваля.
Три сцены (расположенные удивительно близко друг к другу), туалеты возле каждой из них, фудкорты и даже аттракционы – батут и две надувные горки. Выбор из еды невелик – национальные украинские блюда, хачапури и тайская лапшичная (оказалась самой успешной и собирала длиннющие очереди). Однако, мое внимание больше привлекло разнообразие алкогольного меню фестиваля – от отличного разливного пива до пьянящего лимончелло. Для приезжих из Киева вроде меня, цены казались просто смешными – 50 г медовухи за 12 грн.
Первое утро выглядело так: просыпаешься после веселой ночи в платном кэмпинге часов в 9 утра, отстаиваешь очередь в душ, слушаешь задушевную песню на гитаре от парня из соседней палатки и идешь завтракать. К этому времени территория фестиваля до сих пор в мусоре и стаканах со вчерашнего дня. Полноценная кухня начнет работать только часов с 11. Ок, беру холодный квас и ухожу в поисках тени. А найти ее было очень нелегко. Навесы практически отсутствовали. От палящего солнца приходилось прятаться либо на фудкортах, либо под тентом звукорежиссера.
Начинается музыка
Но с началом музыкальной части, впечатления от феста улучшаются. Особенно порадовала Light Stage. Многие из моих знакомых почти весь фестиваль провели именно здесь. За три дня тут звучали: Zapaska, Один в каное, Panivalkova, Secret Avenue, daKooka, MAiAK, Brunettes Shoot Blondes и др. Странно лишь было видеть на этой сцене ПНД в новом составе, которая логичнее вписалась бы на Dark Stage. Light Stage собрала чуть ли не весь сок молодых украинских групп.
Dark Stage тоже могла похвастаться нехилым лайнапом. Тут тебе и культовые Анна, и захватывающие молодую тяжелую сцену Jinjer. Последние, к примеру, искренне поразили. Татьяна Шмалюк приковывает взгляды – красивая девушка чередует мелодичный вокал со скримом, до которого далеко изрядной доле экстремальных вокалистов. Также хороши были иностранцы Rideau. Главная же сцена, Main Stage на Файном Місте 2015, вызвала много вопросов.
Первый день мне, увы, не удалось застать, так что про Трибьют Стейдж могу только судить по недовольным мнениям знакомых. Что касается двух остальных дней, чувства очень смешанные. При всем уважении к группе Табула Раса – ее не хочется слышать на большой площадке фестиваля. Тінь Сонця и Los Colorados с песней «Циця-годівниця» заставляют задуматься: это актуальный украинский фестиваль? Некоторые команды с Light Stage смотрелись бы лучше, и сделали бы главную сцену, которая является лицом фестиваля, на уровень выше. К примеру, Epolets очень органично выглядели на большой сцене и достойно открыли второй фестивальный день.
Особо запоминающимися стали выступления O.Torvald, Бумбокс и Скрябина и его друзей. Если первые двое впечатляют уровнем выступления, то последние оставили неприятный осадок и ощущение будто бы все это уже не о музыке и не о светлой памяти Кузьмы.
Также существовала ночная сцена Koza Raggae Stage с ненавязчивой музыкой и хорошим баром. Идеальное место для завершения изнуряющего фестивального дня.
Пару слов о работе с молодыми группами.
Условия для музыкантов всегда разные и всегда сложные. На гонорар за выступление на таких фестивалях молодые группы даже не рассчитывают. Но, как и всем людям, хотелось бы отдохнуть перед выступлением и позавтракать с утра.
Для каждого из приглашенных артистов (в частности музыкантов с Light Stage) организаторы искали «индивидуальный подход». То есть, пытались сэкономить, как могли. Стандартные проезд-проживание-питание получили не все группы. Некоторые ехали полностью за свой счет, и ставились в пример во время договоренностей с другими командами. Кому-то согласились оплатить только проезд, кому-то – оплатить отель в день фестиваля, когда на саундчек нужно явиться в 9 утра, успев доехать из Киева в Тернополь.
Условия выступление на фестивале должны быть равными для всех, а не «этому мы заплатим, а эти обойдутся».
В целом
В целом – нормально. Доработать лайнап, наладить работу волонтеров на территории, продумать логистику фестиваля – и будет отлично. Но пока Файне Місто не тянет на лучший украинский фестиваль.
Текст и фото: Евгения Люлько
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: