Дмитрий Трофименко о том, как быть менеджером группы 5 Vymir

Среди молодых групп бытует мнение, что они смогут добиться успеха просто записав классную песню. В реальной жизни за всемирно известными группами и артистами стоит огромная команда, которая круглосуточно работает над имиджем и продвижением, организацией концертов и туров группы. Важное звено этой цепочки — менеджер. И это не девушка гитариста или мама барабанщика, как думают некоторые молодые группы. Работа менеджера куда сложнее и ответственнее. Дмитрий Трофименко работает в digital-агентстве, но многие знают его именно как менеджера киевской группы 5 Vymir. Накануне концерта в ATLAS 1-го октября мы встретились за бокалом вина, чтобы поговорить о работе с группой и музыкальным продуктом.




Я познакомился с 5 Vymir в клубе “Барвы” в 2011 году. Костя мне напомнил тогда персонажа Риса Иванса из фильма «Рок волна». Работать с ребятами мы начали после кавер-пати Red Hot Chili Peppers в Crystal Hall. Тогда они и предложили мне примерить на себе роль менеджера. Раньше мне казалось, что работа менеджера – это что-то приближенное к PR. По крайней мере, я фокусировал свое внимание именно на этой составляющей. Потом я понял, что это скорее роль связующего звена. Приходится работать и общаться с большим количеством людей: журналистами, организаторами, арт-директорами или владельцами заведений.

У нас все исковеркано: продюсерами называют людей, которые на самом деле ими не являются. Менеджерами — людей, которые в принципе ничего не делают.Но и я далеко не менеджер. Мне очень сложно организовывать концерты, ездить с ребятами. Я резче реагирую на критику, чем даже сами музыканты. Наверное, меня можно назвать просто чуваком, который помогает группе. Хороший менеджер – тот, которого не видно, но он очень хорошо продает группу. Я бы очень хотел, чтобы 5 vymir вырос, и я занялся другими, более креативными задачами, делегировав бы концертные вопросы более компетентному человеку.

Мне кажется, сейчас, особенно молодым группам, надо смотреть на то, что делается за рубежом. Я года два или три назад в Ужгороде впервые услышал группу The National на Тиса.фм. Это была песня “Sorrow”. Я загуглил ее и первое, что увидел: новость о том, что группа The National играла песню “Sorrow” шесть часов подряд в национальном музее Нью-Йорка. И я подумал, вот это концепт! И об этом говорят медиа. Получилось так, что группа The National пробилась ко мне нестандартным пиар ходом. Поэтому мы решили, что каждый концерт должен отличаться, хотя бы в Киеве. Каждый концерт мы акцентируем на одном из пяти чувств. Первый сольник был аудиальным, ближайший концерт в ‘ATLAS 1 октября будет визуальным. Вижуал нам делает Андрей Лисанов из агенства The Moon. Он будет «оживлять» работы киевского дизайнера Алексея Кондакова, на которых античные фигуры внедряются в урбанистический антураж.



В моей профессии часто говорят о креативе ради креатива. Другими словами, это все просто красивые ролики, афиши, постеры и прочие рекламные продукты, которые не решают стратегических задач. Нет смысла делать творчество сугубо ради творчества, когда ты музыкальная группа и пытаешься монетизировать свою работу и реализовать хорошие идеи. Важно не тратить силы на необдуманные шаги.

Нельзя говорить «не пишите музыку в семь восьмых, люди не поймут». Если этого не сделать сейчас, они не поймут никогда. Есть люди, которые никогда не пойдут на концерт и не скачают песню в iTunes. Конечно, хотелось бы объединить массовый продукт и рок-н-ролл. Хороший пример – группа O.Torvald. Начинать писать музыку для маленькой аудитории и понимать, что эта аудитория растет вместе с тобой. На это нужно ориентироваться молодым группам. Новая аудитория будет расти вместе с музыкантами.




У нас есть примеры музыкальных проектов, которые «выстрелили», есть примеры артистов, которые долго «лупали сю скалу», а есть примеры тех, кто «выстрелил», а потом скатился обратно в маленькие залы. Как говорит Траут: «дифференциируйся или умри». Музыки сейчас стало слишком много. Я очень часто недорабатываю, это факт. Я не лучший музыкальный менеджер в стране, в городе или на Лукьяновке. Мне кажется на данном этапе моя задача — придать группе форму и сделать так, чтобы люди эту форму приняли. Например, создать концепцию концерта. Чтобы человек, пришедший на концерт, понял, что такого больше никогда не будет и на следующий день рассказывал друзьям, как это было круто. Я надеюсь, что 1-го октября мы сделаем что-то целостное и интересное.

Если пробиваться за рубеж, нужно изначально иметь какой-то финансовый бэкграунд, чтобы на первом этапе хотя бы обеспечить себе логистику. Нет единого рецепта успеха.  Чтобы выходить на зарубежный рынок, его надо изучить. Нужна ли украинская музыка «там»? Я думаю, нет. Мы пока не смогли предложить ничего нового, кроме этно-музыки.

Очень важно иметь какой-то пресс-кит (комплект информации о группе для прессы) Энное количество записей, фото. Общаясь с организаторами и продюсерами, у тебя должен быть материал. Каждое фото, каждый пост, каждое сообщение – это очень важно.

Я могу представить, что группа будет моей единственной и основной работой, но не хочу, чтобы так случилось. Бывает, группа мешает моей работе в рекламе и наоборот. Но занимаясь и тем, и другим одновременно, я формирую вокруг себя среду, в которой что-то происходит. Это очень бьет по здоровью. Но ни от одного, ни от другого я отказываться не хочу. И на вопрос: «Что бы ты выбрал?» я отвечу, что буду стараться совмещать.




На музыку группы я не влияю. Считаю, что я разбираюсь в этом меньше, чем ребята. Главная задача музыканта — рассказывать о себе через образы в своей музыке. Вот идешь по берегу пляжа, шумит море и понимаешь – это песня SunSay «Море». Есть аудитория, которая прочитала не 33 книжки, а три. Если она слышит песню «Замки з піску», она представляет себе такого маленького человечка, который живет в реальном домике из реального песка на каком-то пляже. Понять, что эта песня про жизнь в легкоразрушаемом и хрупком мире – это сложно. Для этого нужно знать, с какой аудиторией тебе хочется работать и создавать для нее контент.

Два самых странных концерта – это Коростень и Белая Церковь. Вот, что ты думаешь, когда тебе говорят «Коростень»? Наверняка «я ничего не знаю об этом городе, но 100% там куча гопников». Приезжаешь, а там масса приятных людей, которые пришли на концерт, чтобы открыть для себя новую музыку. Из непритяных ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться на концертах, — поездка в Кривой Рог. Уже после окончания выступления, к нам подошел мужчина не первой трезвости и попросил исполнить что-то из репертуара Океана Ельзи. Ребята сыграли сыграли свою собственную песню, но мужчина остался вполе доволен «новым синглом ОЕ». Мы же, взяв оплату, поспешили, на всякий случай, на свою съемную квартиру.




Молодым группам нельзя поверхностно воспринимать музыкальный бизнес. Не бывает такого, что ты просто написал классную песню и стал знаменитым. Я трачу минимум час в день на группу. Музыкант ты либо менеджер, хотя бы раз в день ты должен с кем-то говорить о своем музыкальном продукте. Группе надо найти свою нишу и свою фишку. Вот Brunnettes Shoot Blondes – это оригинальные клипы, Бумбокс – это кепка и широкие джинсы, Галич – рок-н-ролл и порванные колени. И в какой-то момент думаешь, а чем ты можешь удивить?

Над нашим концертом в ‘ATLAS работает команда из более 15 человек. Среди них лучшие люди своих профессий: Алексей Кондаков, о котором я уже говорил, Андрей Лисанов, молодой арт-директор, который помогает нам создать магию и заставить Мадонну с ребенком двигаться в парадном одного из домов киевских спальников; 6 первоклассных музыкантов, кроме участников группы, которые будут заполнять всё звуковое пространство на концерте. А еще стилисты, мастера звука и света, организаторы и пиар-команда. Я хочу, чтобы концерт первого октября был, как шикарное вино, — незабываемым и с приятным послевкусием.

Подготовила: Евгения Люлько