1110x80

Виктор Савкив (Old Fashioned Radio): «Олд фешнд — это не ретро и ностальжи, это стиль»

Автор: Катерина Ятель 1 1942

Мы продолжаем серию интервью с основателями украинских онлайн-радио, в которой узнаем, как возникают радиостанции, как устроена работа на них и в чем их различия между собой. В прошлый раз мы встречались с Андреем Чемесом, основателем Radio Skovoroda. 

Нашим вторым героем стал Виктор Савкив, основатель Old Fashioned Radio. Я встретилась с Виктором в студии онлайн-радио, которая находится на Воздвиженке в одном помещении с галереей Vozdvizhenka Arts House и Old Fashioned Bar/32. Мы поговорили о связи джаза, алкогольной культуры, современного искусства и необходимости поддержки украинской культуры.

Расскажите, как пришла идея создать онлайн-радио? Почему вы выбрали именно этот формат?

Изначально это была галерея современного искусства, которая возникла из моих увлечений и интересов. Она появилась именно здесь, на Воздвиженской, в этом помещении, которое я считал наиболее удачным исходя из района и атмосферы. Потом возникла идея бара, такой зоны, которая позволяет встретиться с прекрасным через обычное и понятное пространство. Эта концепция хорошо сработала.

Пространство бара и особенности этого района такие, что даже во время ажиотажа открытия тут не собиралось больше нескольких сотен посетителей. Поэтому мы думали, каким образом можно вовлечь в дискурс современного искусства больше людей.

Так мы пришли к медиа — к радио. Мы начали интересоваться, что уже существует, какие есть платформы, ресурсы, сайты… С удивлением обнаружили, что эта ниша почти пустая. Для хорошего и качественного продукта есть достаточно возможностей и места. Возникла идея создания онлайн-радиостанции, которая должна базироваться в помещении галереи и бара. Мы начали искать специалистов и создали интернет-радио.

Брали ли вы западные аналоги в качестве примера?

Безусловно. И наши, и западные, и комбинированные аналоги. Мы все это изучали, смотрели, что с этим можно сделать. Так создавали свой формат.

Те мощные онлайн-ресурсы которые есть сейчас, вышли из fm-радио и тащат за собой проблемы и стандарты, которые существовали в этом формате. Поэтому западные примеры не были буквальным образцом для подражания, потому что в них были очевидны недостатки.

IMG_3514 copy

Сколько человек занималось созданием OFR сначала и насколько эта команда изменилась на данный момент?

Изначально это были штатные сотрудники галереи Vozdvizhenka Arts House: Станислава Орловская (арт-директор 32 Vozdvizhenka Arts House и программный директор OFR), я, Даша Якимова (куратор выставок) и бармен напротив (смеется). Происходило это, естественно, за бокалом олд фешнда. Олд фешнд — это не ретро и ностальжи, это стиль.

Сейчас наша команда — это уже более 20 человек. Проект при этом только разворачивается. Я и не представлял, насколько это ресурсоемкая и мощная платформа.

Свою идею культурного дискурса мы придумали на основе нашего профессионального опыта Vozdvizhenka Arts House, но как ее реализовать не знали. Нужна была профессиональная команда, которая уже знает, что делать. Мы нашли Андрея Чижа, известного радиоведущего, который во многом помог нам с решением технических проблем, поиском аудиосистемы, ведущих и всего остального. Так мы избежали многих технических ошибок и сразу реализовали проект высокого качества звучания.

Когда радио создавалось многие медиа упоминали об участии в проекте Мириам Драгиной. Почему вы перестали сотрудничать с ней?

Понятно, что культура и современное искусство — это очень узкая тема. Для того чтобы вовлечь большую аудиторию нам нужны были темы и ведущие, которые говорят о моде, кино, стиле жизни и так далее.

Я был знаком с Мириам Драгиной, мне ужасно нравился ее стиль мышления и я убедил ее стать у нас не просто ведущей, а именно редактором, программным директором. Мириам проработала с нами несколько месяцев. Но проект растет, наше представление о программах и стратегии проекта меняются. Возникли серьезные разногласия в видении конечного продукта. На каком-то этапе стало понятно, что ей стоит заниматься собственным делом (сейчас Мириам Драгина занимается научно-популярной конференцией Brain&Ukraine, а также ведет шоу на Громадському радіо — прим.ред).

IMG_3495 copy

Вы начинали как джазовое радио. Почему вы выбрали именно джаз?

Во-первых, джаз — это красиво, это хорошая музыка. Я люблю джаз, мои друзья любят джаз. Джаз — это чуть-чуть шире, чем музыка. Это стиль свободы, стиль жизни, стиль мышления. Я чувствовал конкурентное преимущество, потому что те люди, которые в Украине им занимаются — мои друзья и приятели. Это и Алексей Коган, и Артур Ямпольский.

Во-вторых, в баре и галерее джаз звучал органично как фоновая музыка, поэтому музыкальный канал произошел от бара.

Алексей Коган выступил во многом первым музыкальным редактором. Так появилось базовое направление. Но нам пришлось расширяться, ведь джаз — это одна аудитория, околоджазовая — чуть шире, корневая американская музыка — это еще шире. Старый рок, классический рок, фьюжн рок, виниловая музыка — мы начали включать все это.

Требование к музыке было одно — высокое качество и безупречный вкус. Мы тратим много средств на поддержание музыкального программирования. Уверен, это далеко не все радиостанции делают.

После джаза вы начали расширять каналы и потоки. Меня больше всего интересует поток ZEMLYA.

Конечно, мы расширяем музыкальные направления и делаем акцент в наших шоу на современной культуре, кино, книгах, издательском деле, винной культуре и мы говорим для украинской аудитории. Я бы даже сказал для аудитории больших городов, прежде всего Киева. Наша аудитория — это зарабатывающие и наиболее активные люди, которым свойственна большая национальная, в хорошем смысле этого слова, гордость.

Украинская музыка — это существенная часть культуры и образа жизни. Хорошая корневая американская музыка всегда найдет свою аудиторию, но мы ведь живем в этой стране, поддерживаем современное украинское искусство. Украинская музыка — это то, чего нам не хватало. Но она настолько еще хрупкая и находится на пути становления и поиска себя, что вписать ее в существующий формат мировой музыки довольно сложно.

Возникла идея сделать отдельный канал именно новой украинской музыки, потому что слащавый рок или украинско-российский шансон с эстрадой — это не тот формат, который нас интересует. Где ее брать эту новую украинскую музыку? Тут уже были нужны соответствующие фанаты своего дела. Мы со многими общались, но это большая удача, что работать начали именно с Альбертом Цукренко (главный редактор cultprostir — прим.ред). Мы нашли друг друга.

Этот канал еще самый слабый в плане музыкального программирования, музыкального материала, потому что нужно по крупицам доставать эти группы, с ними знакомиться. Это превратилось в настоящий культурный проект по поддержке этой музыки, открытию ее аудитории. Альберт здесь пиарит не себя в проекте, как свойственно многим, а именно свой продукт, музыкантов.

Именно он ответственен за музыкальное наполнение?

Да, он ответственен за музыкальное наполнение. Но вы поймите, что работает команда — музыкальные редакторы, звукорежи, редакторы… Мы слушаем все потоки, особенно канал Zemlya. Когда нам что-то не нравится, мы моментально пишем в общий чат. Это живой продукт, который постоянно меняется.

Какой из потоков оказался самым популярным?

Мы очень следим за этим. Самая большая, хотя и различная, аудитория у Show&Music и потока Zemlya. Может быть, по той причине, что максимальное количество передач выходит на этих каналах. Только канал Zemlya больше рассчитан на национальную культуру, а Show&Music — на западную музыку и стиль жизни. Но по количеству времени прослушивания Jazz&Blues не отстает.

Мы много говорили про музыку, поэтому я должна спросить, где вы покупаете музыку, через какие сервисы?

Это лучше бы рассказал музыкальный редактор. Есть очень много музыки, которая уже находится в собственности музыкальных редакторов и это входит в наши контракты с ними. По авторским правам мы работаем с Украинским агентством по авторским и смежным правам. С украинскими группами мы либо платим за авторские права, либо выступаем продюсерами.

IMG_3500 copy

Что нужно сделать автору идеи, чтоб его шоу появилось на OFR?

Стоит написать нам на почту, это письмо обязательно попадет либо к программному директору, либо к музыкальному редактору. Если идея соответствует нашему стилю «олд фешнд взгляда» на культуру, то мы продолжим общение. Но прежде всего нужно очень любить эту тему в себе, а не себя в этой теме.

А в случае с ведущими? Что должны уметь, знать они?

Как правило, авторы тем и становятся ведущими. Профессиональных ведущих мы пока не привлекаем, кроме новостей. Их ведет Диана Лучишина. Все остальные — непрофессиональные дикторы. Есть в этом проблема, потому что у кого-то лучше получается, у кого-то хуже, но те шоу, которые остались и которые мы сейчас развиваем, звучать более, чем достойно.

У вас на сайте появился блог, где вы публикуете различные интервью, анонсы, новости и еще всякую информацию. Кто им занимается и почему вы решили, что он нужен?

Все медиа апеллируют тремя каналами коммуникации с аудиторией — это текст, звук и изображение. Только от пропорции применения текста, звука или видео, медиа отличаются друг от друга. Безусловно, все три содержать на высоком уровне очень дорого, поэтому всегда превалирует какой-то один.

Мы ввели блог, как такие себе текстовые подкасты. Это нерегулярные выходы интервью, аналитики и репортажей, но это направление мы будем развивать. В ближайшее время у нас увеличится и штат, и количество охваченных тем.

Плюс у нас сейчас появляется Old Fashioned TV, который был очень хорошо воспринят аудиторией. Такие себе видеорепортажи с мест событий, как Венецианское биеннале, Альфа Джаз Фест.

IMG_3525 copy

Вы как инвестор должны были ставить себе какие-то показатели окупаемости инвестиций и KPI. Расскажите, может ли прибыльным онлайн-радио?

Трудно сказать однозначно. Вообще, СМИ не прибыльны априори. В Украине не существует прибыльных СМИ. Потому что медиа — это дотационные продукты и их политика определяет, кто дотирует: группа людей, государство, общественная организация, частный инвестор.

Мы стремимся сделать из OFR не маргинальный продукт. Я планирую создать большой проект, реальное большое средство массовой информации с уклоном на изменение взгляда на украинскую культуру, с одной стороны, и поддержку современного искусства с другой.

Изначально это создавалось не как бизнес-проект, потому что тогда был бы другой подход. Это входит в общественно-меценатскую деятельность группы компаний «ТІС», акционером которой я являюсь. Я очень рад, что мои партнеры поддерживают наши начинания, и через созданный благотворительный фонд мы развиваем этот проект. Но покрыть расходы онлайн-радио может. Я вижу, что это реально. Думаю, что те радиостанции, которые существуют, как-то с этим справляются.

Но рынка этого просто не существует. Мы не конкурируем не потому, что друг друга не замечаем, а потому что этого рынка просто нет, он на этапе становления. До конкуренции нужно еще дожить.

До конкуренции, возможно. Тем не менее вас часто сравнивают с «Радио Аристократы» — у вас есть общие и форматы, и ведущие. Как вы к этому относитесь?

Ведущих общих у нас минимум. По крайней мере, последним предложениям от ведущих, которые работали на «Радио Аристократы» я отказывал исходя из того, что во многих направлениях мы можем открыть новые имена. Наверное, нас сравнивают, но это для нас и не похвала, и не критика.

Мы все в поисках какого-то формата. Те приемы, которые используют и «Радио Аристократы», и Radio Skovoroda — это не какие-то ноу хау, это те приемы, которые существуют как стандарты. А вот вопрос дальнейшей комбинации, развития и создания своего уникального концепта — тут каждый за себя.

Последний вопрос: представьте, что человек никогда не слышал об OFR. Почему он должен послушать именно вас?

OFR очень качественный и дорогой продукт. По сути, это четыре радиостанции, рассчитанные на разную аудиторию, с очень большим выбором контента. Плюс это и тв-канал, и интернет-журнал, и новости.

Объединяет все это тема популяризации современной культуры во всех ее проявлениях: музыкальных, визуальных, печатных, кино, досуга и т.д., и, конечно участие в актуальной творческой жизни своего города и страны. Эта возможность выбора, возможность для нашего слушателя/зрителя/посетителя тут же собрать для себя свой культурный «коктейль» и является уникальным в Old fashioned Radio.

Фото: Евгения Люлько