Денис Дудко и Ольга Лукачева (MARU): “Правильнее отталкиваться от музыки, а не подстраиваться под формат”

Дуэт MARU появился чуть более года назад. Его основали люди, хорошо известные в украинской музыкальной индустрии: Денис Дудко — бас-гитарист группы Океан Ельзи, автор и создатель джазового проекта Denys Dudko Sextet, а также Ольга Лукачева — преподаватель вокала в институте Глиера, джазовая певица и участница третьего сезона «Голосу країни» в команде Святослава Вакарчука.

MARU начался в формате минималистичного кавер-дуэта. Дудко и Лукачева исполняли всемирно известные поп и рок-хиты в сопровождении одного лишь контрабаса. В итоге проект перерос исполнение чужих песен и свет увидел клип на дебютный авторский трек With You.

На этой неделе вышел второй клип дуэта — на песню Sparks. Перед этим событием мы встретились с Денисом и Ольгой и поговорили.

IMG_9478

— Я заметил, что вы пока что давали не очень много интервью.

Денис: Да, но у нас пока и событий особо не было. Год назад мы появились скорее как эксперимент. Мы не задумывали из этого глобальный проект. А потом – пошло-поехало и мы подумали, почему бы не попробовать что-то сделать.

Первым событием для нас (и, надеюсь, для кого-то еще) стал предыдущий клип. Вот этот клип – второе событие.

— А альбом вы пишете?

Денис: В процессе. Музыкального материала хватает. Но пока не хватает конкретных аранжировок. Возможно, будут привлекаться другие музыканты и состав группы увеличится.

Мы решили не отталкиваться от формата. Изначально фишка была в комбинации «голос и контрабас». Это необычно, интересно, мало кто так делает. Но мне кажется, что все-таки правильнее отталкиваться от музыки, а не подстраиваться под формат.

— Мне кажется, что формат – это то, что позволяет группам сделать первый толчок. Например, так это было у The White Stripes и The Black Keys.

Денис: Да. Но если The White Stripes всегда играли в дуэте, то у The Black Keys сейчас на концертах целый бэнд. Есть и другие примеры: Roxette, The Kills – дуэтные группы, которые в итоге выступают стандартным составом.

Ольга: Мне кажется, тут больше зависит от того, как в результате получится аранжировка, насколько она будет оригинальна, и где будут расставлены акценты. Это самое важное. И здесь вся надежда на Дениса как аранжировщика. Роль играют интересные решения.

Например, в первой нашей песне With You есть довольно нестандартный подход к барабанам. Они там не играют роль постоянной ритмической основы. Они вступают в определенном месте скорее как украшение.

— Когда я был на вашем концерте с каверами, у меня создалось впечатление, что вы своей музыкой стараетесь докопаться до сути песен и оставить только ее.

Денис: Это и творческий эксперимент, и испытание для нас самих. Идея была в том, чтобы сохранить основную суть песен, но сыграть их по-своему. Чтобы это получилось интересно и для нас, и для слушателей.

Ольга: Вот этот спецэффект «осталась только суть песен» сработал сам по себе благодаря тому, что нас всего двое. Мы просто наблюдали за результатом. Прежде, чем играть концерты, мы экспериментировали над совершенно разными песнями.

К примеру, мы планировали взять Bjork, но, не имея музыкальной поддержки, она теряла свой окрас и костяк. Просто есть песни, которые изначально рассчитаны на богатую аранжировку, большой состав. И так они звучат. А когда снимаешь обертку внутри остается мало шарма и красоты, которая подкупает изначально.

Денис: Очень много зависит от самой песни. Были песни, которые выходили чуть ли не с первого дубля. А были те, которые крутишь и так, и сяк – и не выходит.

Например, мы начали делать песню Red Hot Chili Peppers Californication. Куплеты получались очень красиво. Я на контрабасе играл микс гитарной и басовой партий. А припев… Я уже и не знал что придумать. Не звучало никак. В итоге мы отказались от этой песни.

IMG_9464 IMG_9453

— Вы оба из мира джаза. В моем понимании, это довольно сложная музыка. То, что вы играете с MARU – довольно просто с точки зрения техники исполнения. Это была самоцель – путь к упрощению и упор именно на мелодичности?

Ольга: В какой-то степени, да. Мы хотели оставить костяк, основные ноты и убрать максимум лишних слов. Это вообще очень полезная практика для любых музыкантов. Мы хотели упростить не ради того, чтобы оно просто звучало, а чтобы оставить все самое важное.

— Происходит ли это от какой-то усталости от джаза?

Ольга: Я пою много стандартного джаза. И с бигбэндом, и с малыми составами. В какой-то момент, конечно, немного привыкаешь, и это приедается. MARU для меня — очень свежий опыт, освежает мышление. Он дает возможность даже на стандартное посмотреть с другой стороны. В итоге возникают новые идеи. Я заметила, что даже во время преподавания в институте начала объяснять некоторые вещи по-другому.

Денис: У меня в этом смысле хорошая ситуация. Я постоянно ныряю из одного в другое. Когда еду в тур с Океаном Ельзи на месяц-два, понимаю, что соскучился по джазу. Делаю джазовый секстет или квинтет. Отыграю джаз – скучаю по MARU. Эти качели хорошо на меня влияют.

— Кто пишет музыку и тексты?

Ольга: Марина Сикоева написала нам несколько текстов.

Денис: Сотрудничаем и с другими авторами. А музыку пишу я.

— Вопрос к Денису как к сонграйтеру. Допустим, рождается песня или мелодия. У вас несколько проектов. Как вы определяете, куда эта песня пойдет – «Океанам», MARU или в джаз? Потому что, мне кажется, песня Обійми вполне могла бы вписаться в репертуар MARU.

Денис: Ну, песня Обійми изначально писалась вообще под джаз. Я ее придумал за год-два до того, как она появилась у Океан Ельзи. Я ее написал для джазового секстета и мы ее даже один раз сыграли на концерте. Она нигде не издавалась. Там была мелодия интро и куплета – это то, что вошло в итоговую песню. Славик (Святослав Вакарчук — прим.) добавил припев.

А вообще, куда пойдет какая песня определяется как-то само. Наш первый сингл With You я написал года три назад и даже показывал «Океанам» когда мы делали альбом Земля. Но песня не прошла отбор. И я про нее вспомнил, когда появился дуэт MARU. И она прошла отбор в MARU.

— Кстати, я знаю, что многие музыканты, которые запускают собственные проекты, достаточно ревностно относятся, когда их упоминают в контексте их основных, более популярных групп. Вас смущает, когда вас упоминают в контексте «Океана Ельзи»?

Денис: Честно говоря, нет. Бывают ситуации, когда, например, у меня берут интервью перед джазовым концертом и задают 99% вопросов об Океан Ельзи. Вот это – не очень.

— Насколько серьезно вы оба относитесь к MARU, ведь он для обоих – не основной? Как далеко вы себя в нем видите?

Ольга: Мы не загадываем. Мне кажется, что для украинского шоу-бизнеса этот проект все время что-то обещает. В хорошем смысле слова. И в этом его органичность и живая нотка. Наша деятельность не выглядит как четкий бизнес-план.

Денис: Для меня это возможность смешать немного джаза, поп-музыки, рок-музыки.

IMG_9519

— Вы планируете выходить на зарубежный рынок? Музыка ведь англоязычная.

Ольга: Конечно, планируем.

Денис: Но будут и песни на украинском.

— Что из украинской музыки вас впечатлило в последнее время?

Денис: Мне очень нравится Дахабраха и Dakh Daughters. Мне нравится Бумбокс, Pianoбой и всего понемножку.

Ольга: Из совсем новых ребят, коллег, которые выпустились из Глиера, мне нравится Constantine.

— Вы оба профессиональные музыканты, которые поработали в разных жанрах. Насколько важно иметь профессиональную подготовку при создании музыки?

Денис: В 90% случаев профессионализм влияет исключительно на скорость принятия решений. В плане аранжировок или написания песен. На творчество – не уверен. Есть масса музыкантов, которые пишут отличные песни без музыкального образования.

Музыкальное образование – это удобно, чтобы быстро подхватить то, чего не хватает. Ты начинаешь быстрее соображать как исполнитель. Легче анализировать. Но в плане творчества – иногда даже мешает. Это касается поп и рок-музыки.

С джазом – по-другому. Там на первом месте стоит исполнительское мастерство. Поэтому там без образования далеко не уедешь.

IMG_9531

Фото: Алина Сисошвили

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.