Помните, полгода назад мы сообщали о решении Международной федерации звукозаписывающей индустрии, IFPI (International Federation of the Phonographic Industry) установить единый день для всех музыкальных релизов?
Так вот, сегодня, 10 июля 2015 года, в 00:01 по местному времени, началась новая эра в международной музыкальной индустрии. С сегодняшнего дня все музыкальные релизы в 45 странах мира будут выходить исключительно по пятницам. Это касается как digital, так и физической продукции.
Это расписание правомерно, соответственно, и для стриминговых сервисов: Spotify, Apple Music, Pandora, Google Play и других. Занятная ситуация сложилась с музыкальным приложением от Apple, релиз которого был объявлен почти одновременно с официальным назначением точной даты для всемирного дня релизов. И если Apple Music сразу вызывал ощущение попытки «откусить кусок пирога» у Spotify и Google, то запуск приложения за 10 дней до глобального дня релизов смотрится буквально прыжком компании в последний вагон экспресса, укатившего в обновленную музыкальную индустрию. Потому как, несмотря на попытки представить Apple Music как нечто эпохальное, действительно эпохальным станет “New Music Fridays”.
Именно такое название носит амбициозный проект по приведению музыкальной отрасли к новому стандарту. Одновременно с объявлением точной даты, IFPI запустили сайт, посвященный, как новостям о самом проекте, так и релизам.
Помимо самого IFPI, представляющего 1,300 звукозаписывающих компаний, контроль за внедрением этого проекта взяли на себя еще пять организаций:
- WIN-Impala – курирующая инди-лейблы по всему миру
- FIM, в которую входят международные союзы музыкантов и ассоциации
- FAC, отвечающая за исполнителей Соединенного Королевства.
- ERA, британская ассоциация розничной торговли в сфере развлечений
- Music Biz, американская ассоциация музыкального бизнеса
Для осознания масштаба происходящих изменений важно просто понимать, что «Большая тройка» музыкальных лейблов (Sony BMG, Universal и Warner) являются членами IFPI. А эти компании контролируют порядка 89% мировых продаж музыкальной продукции.
Вне сомнения, именно «тройка» и инициировала “New Music Fridays”. Основной посыл – борьба с пиратством. Ведь разница в несколько дней между релизами в странах давала окно для нелегального размещения музыки в свободный доступ. Теперь же, по замыслу авторов проекта, окно уменьшилось до считанных часов. Вторая причина для запуска единого дня релизов – удобство для покупателей. Вся ваша долгожданная музыка – каждую пятницу. Что ж, неплохая идея, да?
На самом деле, все не так однозначно.
В погоне за удобством для покупателя и собственными бизнес-интересами, IFPI и сателлиты перекроили весь рынок. Прежде всего – для музыкантов и мелких звукозаписывающих компаний.
Исполнители
Начнем с того, что единый день для релизов мгновенно выводит конкуренцию между исполнителями на совершенно иной уровень. К примеру, согласно allmusic.com, на прошлой неделе было выпущено новых 238 релизов (не включая переиздания). Еще неделей ранее – 595. И если пять дней рабочей недели безусловно давали возможность менее популярным музыкантам не потеряться на фоне Тейлор Свифт и найти слушателя. Один день в неделю начинает тянуть усилия к нулю. Собственно, то, о чем еще в феврале говорил основатель Beggars Group Мартин Миллз. Он тогда высказывал опасения, что в результате внедрения единого дня для релизов, мейнстрим сегодняшний забьет ту самую нишу, из которой потенциально мог появиться мейнстрим завтрашний.
И способов отыграть свои позиции у нишевых музыкантов будет все меньше.
Так, одним из классических способов продвижения релиза всегда был концерт или встреча с фанами в день выпуска альбома. Будь то музыкальный магазин в Портленде, актовый зал в Париже или студия BBC. Разница в региональном выпуске релизов делала возможным перелететь в течение суток на другой континент. Но единый день релиза по всему миру существенно меняет возможность такого метода продвижения музыкальной продукции. Артисту, а точнее, лейблу придется отдавать предпочтение какой-то одной локации. Более того, получить доступ к наиболее популярным локациям станет той еще задачей, в которой музыка становится второстепенной.
Лейблы
С одной стороны, лейблы, которые, по сути, являются дочками мэйджоров, уже так или иначе сделали свой выбор, либо за них его сделали в пользу пятничного стандарта. Интерес мэйджора в том, чтобы альбом не пропал среди сотен других 10 июля очевиден и толкает компанию к активным действиям. Но как быть с инди-лейблами? Речь сейчас даже не Beggars Group и Warp, а о более мелких. По факту, они вынуждены либо подчиниться этому правилу пятницы, либо распространять свои CD в лавках – большинство торговых сетей будут унифицированы под пятницу. А ведь несмотря на 2015 год, розничная продажа пока все-таки превалирует над digital сегментом. К примеру, в США, согласно отчету Nielsen, доля продаж физических носителей составляет не много ни мало, а 57%.
И раз уж мы заговорили об инди-лейблах. Свой скепсис и удивление решением IFPI высказал Ноэль Галлахер. Внезапно, спустя более чем полгода после объявления о планах федерации. Ноэль, безусловно, может сколько угодно возмущаться и говорить, что он на своем Sour Mash будет «издавать музыку тогда, когда захочет». Но он либо лукавит, либо не до конца понимает происходящего. Почему? Давайте так. Что, кроме индустрии объединяет Кевина Брауна из Spotify, Рауля Четтерджи из 7Digital, Пола Фирта из Amazon и Руди Осорио из HMV? Верно – членство в ERA (Entertainment Retailers Organization). Которая, как мы уже знаем – одна из организаций, ответственных за имплементацию «New Music Friday». Так что, Ноэль, добро пожаловать в новый дивный мир.
Ритейл
Отметим, что проблемы с физическими носителями теперь возникают и у ритейлеров. Все в том же США днем релизов раньше был вторник. Таким образом, за рабочую неделю, магазин успевал продать главные новинки и заказать еще дисков на выходные. Теперь же, необходимо будет закупать сразу и много – ведь до понедельника пополнить запасы возможности не будет. Некоторые магазины полны оптимизма, ведь по их мнению, теперь их ожидает наплыв покупателей в пятницу и на выходные. Но только вот этот оптимизм не учитывает все возрастающей доли сегмента онлайн музыки. И у этого сегмента есть один существенный плюс – там нет наплыва покупателей, очередей у касс и распроданных под чистую полок.
Digital
Безусловно, в виду очевидного отсутствия привязки к CD и винилу гораздо лучше ситуация в сегменте digital. Да, проблема Мартина Миллза сохраняется. Но именно зато у музыкантов и лейблов появляются лазейки.
Для начала, нет никаких юридических запретов выпускать на продажу альбом с понедельника по четверг. Принятый пятничный стандарт лишь является нормативом. И если в ритейле независимые звукозаписывающие компании сталкиваются с проблемами, то онлайн сфера предоставляет собой более гибкую среду. И дело не только в цифровом формате как таковом.
Давайте рассмотрим такой пример. Есть условный лейбл, на котором пишется три-четыре группы, и который пока не замечен Universal, заключает контракт на распространение каталога с помощью одного из 8ми крупнейших музыкальных дистрибьюторов: CD Baby, DistroKid,Ditto Music, Loudr, Mondotunes, ReverbNation,Tunecore и Zimbalam. Допустим в iTunes. Безусловно, владельцы лейбла могу поступить согласно стандарту и назначить выпуск альбома одной из групп на пятницу. Вот только есть один маленький нюанс. Даже если предположить, что только половина из тех же 238 выпущенных на прошлой неделе альбомов/синглов/EP окажется в пятницу на iTunes, дойти до альбома с рассматриваемого лейбла слушателю станет физически сложно.
И тут вступает в силу та самая оговорка, что “New Music Fridays” – это лишь регламент, но не закон. Никто кроме юридических обязательств перед третьим лицом (лейбл, дистрибьютор), не запрещает артисту выпустить свой альбом в любой день, кроме пятницы.
В этом плане, digital сегмент предпочтительнее для инди-лейблов. Хотя, по хорошему счету, учитывая затраты на физические носители и падение показателей в ритейле (-14,9% к прошлому году), онлайн продажи и стрим – единственно правильный путь как таковой.
Чарты
Помимо лейблов, издателей, ритейла и стриминговых сервисов, свои системы подсчета и анализа придется подкорректировать и изданиям, публикующим музыкальные чарты. Так, Billboard, совместно с Nielsen, изменили схему подсчета, и будут презентовать данные о продажах, прослушиваниях и Hot 100 по вторникам. Всемирная служба BBC, вместо воскресенья, будет публиковать свои списки в пятницу.
И напоследок. Не самая очевидная, но в перспективе существенная проблема для отрасли. Ни для кого не секрет, что пятница издавна – день кино-релизов. Sony BMG или Marvel? Кажется, мы стоим на пороге нового витка битвы за покупателя, не только внутри самой музыкальной индустрии, но уже между аудио и видео.
Что ж какими бы они ни были последствия, их еще только предстоит ощутить на себе потребителям и отрасли в целом. Сегодня же, в по истине исторический день, давайте вернемся к тому, ради чего изначально создан “New Music Fridays” – новая музыка. И среди первой порции свежих пятничных релизов нас ждут:
Years & Years – Communion
Sleaford Mods – Key Markets
Ghostface Killah & Adrian Younge – Twelve Reasons to Die II
Owl City – Mobile Orchestra
Little Boots – Working Girl
Veruca Salt – Ghost Notes
Подготовил: Артем Рисухин
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: