Подробно, но не до конца, о рокабилли и сайкобилли движении в Украине. Немного истории и фактов из интервью с представителями субкультуры. Это первый материал из серии статей об этой музыкальной тусовке.
О них ходят легенды. Говорят, что у них закрытый для посторонних клуб. Говорят, что представители этой субкультуры сбежали из середины прошлого века и остались вне времени. Говорят, что это отдельный пласт в музыкальном и визуальном воплощении, что это масса веток в одном стиле, который положил начало рок-н-роллу и другим его воплощениям.
Речь пойдет о рокабилли, сайкобилли и других воплощениях этого многогранного движения, которое в Украине существует не один десяток лет, а сейчас стало обращать на себя внимание людей извне, из ежедневного обыденного мира. Такой интересен может быть связан с мировыми тенденциями и сменой векторов моды: от инди до совершенно иных воплощений. Причиной повышенной заинтересованности может быть и в том, что закрытое сообщество всегда обрастает своими секретами и вызывает домыслы. Мы постараемся рассказать, откуда взялись и как развивались рокабилли и сайкобилли в Украине.
Зарождение
Сложно сказать, в каком конкретно десятилетии все началось еще в советской Украине, но есть несколько старожилов, которые стояли у истоков развития рокабилли движения на заре СССР и которые до сегодняшнего дня не прекращали играть эту музыку. Некоторые из них любезно согласились поведать об истории субкультуры и некоторых неизвестных фактах из жизни рокабиллов.
Баден – контрабасист, группы Shaking Guts, WiseGuyz, Space Psycho Tropic Plank-tones.
«Могу рассказать как это все началось у меня. В советские времена, в 1982 году я увидел в «Утренней почте» Элвиса. Это была единственная музыкальная передача в то время и вот каким-то непонятным образом его единственный раз показали. Мне стало интересно, я стал спрашивать, кто это у родителей. А они никогда не были чересчур музыкальными, на пластинках дома были какие-то сказки и обычная эстрада. Мама и папа рассказали мне про стиляг и про творившееся тогда на фоне рок-н-ролла. Все это из моей жизни пропало на много лет, пока я не познакомился с неформальским движением в конце 1980-х. Мы знали о том, что в Москве есть рокабилли группы, вышла пластинка группы Мистер Твистер. Можно по-разному к ней относиться, но то, что они сделали врзыв в мозгах у людей — это факт.
На одном из фестивалей я увидел группу Противовес, которые играли по их же словам «пролетарский рок-н-ролл». Это был такой замес между советским твистом и группами Sweet и Slade. С ними на гастроли ездило несколько ребят, и вот они видели якобы настоящих этих московских рокабиллов. После их рассказов, мы начали больше интересоваться темой, ездить, искать, знакомиться, в Киев, в Москву, нам было очень любопытно. Нам передавали из Европы записи, какие-то записочки, фотографии, письма, фанзины. Как-то даже провели месяц в Киеве, так как узнали, что у кого-то есть видеокассета с клипами и кусками концертов. Там было много сайко и рокабилльных групп.»
До 1990-х в агонизирующей «Империи зла» уже стал появляться веселый рок-н-ролл и рокабилли. В странах Балтии еще в 1960-е-1970-е у Пита Андерсона были свои группы, которые самыми первыми стали играть американскую музыку. Артемий Троицкий назвал этого латвийского исполнителя «самым первым рок-музыкантом во всем бывшем Советском Союзе». Были также пресловутые Браво и Мистер Твистер.
Музыка psychobilly на постсоветском пространстве берет свое начало в Санкт-Петербурге. Первым коллективом, который начал играть в этом стиле считается группа Swindlers.
В Харькове в это время появляется группа Roger Mills (Роджер Миллс), на фоне популярных тогда Stray Cats. Они играли очень интересную смесь самих Stray Cats, группы The Cure с русскоязычными уличными текстами и панковским колоритом. Эта группа до сих пор считается одной из самых культовых и почитаемых в тусовке. К сожалению, никаких записей у коллектива не осталось, тем самым он все больше обрастает легендами.
Сергей Марчелло – группа Роджер Миллс.
«Группа появилась в 1989 году и просуществовала до 1995 года. Распались… Из-за тяжелой экономической ситуации в Украине, басист уехал в Питер, накрылись наши тогдашние гастроли с Крематорием. Материала у нас тогда было на два альбома. Его нет в записях, по массе причин, основная из которых, наше тогдашнее беззаботное отношение к жизни. Сейчас хотелось бы что-то записать, конечно. Мы поддерживаем отношения с вокалистом Сашей Бобом Юрченко. Но, видишь ли, жизнь быстрая, пока не успеваем»
Баден
«Не все рокабиллы того времени играли музыку с остросоциальными текстами. Много групп пели о проблемах улиц, проблемах взаимоотношений: секс, бухло, тачки, телки; проблемы с гопниками, драки.
Считается, что первая классическая рокабилли группа с текстами на английском языке появилась в Харькове. Это были Shaking Guts, которую мы собрали с Банщиком (вокалистом — ред.). Так принято считать и не я это придумал.
Первая сайкобилли группа в Украине появилась в Киеве. Был такой Вова Ридзель по кличке Хохол. Он одно время жил в Питере и тусовался там с панками и сайкобиллами. Вот он собрал коллектив под названием Razefit сначала в Санкт Петербурге, а затем в Киеве. После этой группы уже и пошло развитие сайко и неорокабилли, появились Mad Heads и масса других коллективов. Кстати, у Mad Heads первая гастроль была в Харькове и мы вместе с ними выступали.
Где-то в это же время в Симферополе появляется Мося (сайко, рокабилли исполнитель Моисей Великолепный — ред.) со своими Freno de Pedales, а в Ровно тогда образовались Ot Vinta и Брем Стокер. Вот она Западная Украина, и если первые и сейчас в стиле, то вторые когда-то играли сайко, а сейчас у них уже панк и ска-панк».
В 1998 году был издан на CD сборник Перший український рокабільний фронт, куда вошли все вышеназванные коллективы. Диск вышелна лейбле Rostok Records, который работал с группами Мертвий півень, Скрябін, Cool Before и др.
О тусовке сайко – рокабиллов ходят разные легенды и мифы. Многие считают их агрессивными, некоторые ультраправыми из-за того, что в этой музыке слишком много белых. Существует масса мнений вне самой субкультуры и основаны они по большей части на домыслах. Одно можно утверждать точно — эти ребята никогда не давали себя в обиду, поэтому их предпочитают не трогать до сих пор.
Баден
«Мы всегда были отдельно, альтернативной нишей. Всегда. Мы никуда, никогда и ни к кому не лезли, хотя мы знали очень многих и общались со всеми. Не могу назвать все это закрыто тусовкой. Но, к нам всегда относились — кто-то надменно, а кто-то с опаской, потому что, например, мы не никогда не боялись гопников. Вот, ты сам говорил, что производят агрессивное впечатление, что могут вломить. Если нарваться, то, конечно, могут, а если ты нормальный человек, то зачем? Мы всегда таким рады. Приходи, потусуйся, потанцуй с девчонками, попей пивка. Главное не быкуй, а если да, то на тебе в морду — это честно.
Дело в том, что первая рокабилльная и сайко тусовка у нас немалой своей частью организовалась из бывших панков. Если смотреть на историю всех этих образований, то ты придешь через панк к гаражу, а после него все равно придешь к рокабилли. Если посмотреть на тех же The Clash или PiL, они сами иногда ходят в туфлях «на манной каше» или в пиджаках с леопардовым окрасом. А Британии были тедди-бои, а это по внешнему виду как раз тот стиль. Наш стиль. Это в 1970-х панки начали играть рокабилли и это назвали сайко.
Рокабилли и сайкобилли сцена сейчас разрослась огромным отдельным от всех направлений деревом. В нашей стране это отличие выразительно стало заметно в 1990-е. Когда мы узнали со своими там пятью пластинками обо всем об этом,нам хотелось этим всем срочно поделиться и всем срочно рассказать. У Вадима Красноокого (Mad Heads) были возможности записываться тогда. Он очень умный и приятный в общении. Тогда в 90-е он был первый, кто сам наладил контакты с Европой. Вадим начал посылать свои записи в Европу на лейблы.
Под конец 1990-х вот разбежались практически все, кроме Mad Heads и Ot Vinta практически никто не играл. Shaking Guts тогда тоже развалились. Начали заниматься, кто чем. В то время это абсолютно не приносило денег. Первые деньги за концерты мы стали зарабатывать в 2000-е. Нам тогда стали давать деньги за выступление и нас это первое время удивляло. Можно сказать, что в 2000-х все переродилось и стартануло с новой силой.»
В 1990-е и 2000-е при наличии активных ротаций той же альтернативной музыки на радио и ТВ, активному выходу сборников различных ню-метал и рэп-кор коллективов, сайко и рокабилли музыка игнорировалась. Сами представители субкультуры до сих пор не могут объяснить, почему. Были люди, которые пару десятилетий назад проходили мимо таких коллективов с высоко поднятым русскороковым носом. Но, музыкантов и ценителей стиля это волновало мало. Впрочем, тоже самое можно сказать и про сейчас.
Есть небольшое отличие во внешнем виде между рокабиллами и сайкобиллами. Если первые могут одеться стильно «как из дедушкиного шкафа», то вторые по одежде находятся где-то между панками и скинами. Важной деталью в гардеробе любителя «саечки» являются высокие ботинки или туфли «на манной каше». Это обувь на высокой литой подошве, она относится к более английскому стилю, такое носили тедди-бои. В США со стилем было проще, там носили на ногах все от кед, до армейских ботинок.
Фестивали
Без фестивалей и концертов ни одна музыкальное сообщество единомышленников существовать не может. В этот раз рокабиллов нельзя назвать уникальным исключением. У них тоже есть свои фестивали, свои концерты, джем-сейшены и перформансы. Монолог выше по сути всего лишь одно из мнений и небольшой эпиграф к словам организаторов самых крупных мероприятий по теме в Украине. Существует несколько основных украинских фестивалей сайко и рокабилли, которые проходят в Киеве, Сумах, Харькове и Одессе.
Самым большим, крупным и посещаемым в Украине фестивалем считается «Украбіллі Вибух». Про него лучше всех расскажет его организатор.
Александр Тварина Кравченко – организатор Украбіллі Вибух, Киев.
«Фестиваль “УКРАБІЛЛІ ВИБУХ!” появился в 2005 году. Начиналось все с локального мероприятия. На первый фестиваль съехались большинство украинских групп, которые были активны на то время.
Постепенно фестиваль рос и уже через несколько лет первые зарубежные группы начали приезжать в Украину. Пика “Вибух” достиг в 2011-2013 годах. Первый приезд psychobilly-отцов Meteors и других крутых банд.
Далее, после событий в Украине 2014 года, пошел спад. На данный момент фестиваль все еще жив и все-еще проходит ежегодно на майские праздники в Киеве. В следующем году на “Вибух-13” в планах возобновить приезд иностранных команд.
Зарубежных группы, которые выступали на фестивале “УКРАБІЛЛІ ВИБУХ!”: Meteors, Restless, Demented Are Go, Long Tall Texans, Cherry Casino and The Gamblers, Gorilla, Pitmen, Swampys, Mike Bell & The Belltones, Silver Shine, Tazmanian Devils, Jancee Pornick Casino, Wild Wax Combo, Astro Zombies, Koffin Kats, Mystery Gang, Starlite Wranglers, Blue Demon, Ati Edge and the Shadowbirds, Round Up Boys, Swamp Ratz, Black Raven, De Tazsos, Jet-Sons, Ben Cooper Rockin’.
А также множество крутых банд из наших краев!
По поводу популярности направления и самой субкультуры могу сказать так. В Украине всплеск интереса к рокабилли и сайкобилли культуре был в середине 90х и конце 00х годов. Сейчас период затишья, но в целом все хорошо.
На данный момент у нас очень мощный состав групп. Тусовка выросла и развивается, много концертов и фестивалей по всей Украине. Но это не масс-культура. Скорее это хорошая плотная субкультура, которая периодически попадает во внимание массового зрителя. И это здорово!»
Баден
«Раньше люди по другим принципам ходили на концерты, в доинтернетовскую эпоху. Всегда были люди, которым было интересно слушать альтернативную музыку, вот они приходили. А сейчас почему люди ходят на концерты, а почему не ходят — я не понимаю. После каждого концерта всегда найдется человек 50, которые тебе скажут: «Ой, а у вас был концерт, а почему вы не сказали?». И ты всем делал рассылку, всем сообщил и каждый раз, получается, что ты никому лично не говорил. При том, что в прошлом не у всех были домашние телефоны, а ты говорил одному человеку о мероприятии за день до его начала, а вместе с ним приходило под вход еще 150 человек. Поэтому, как это все работало, я не знаю».
В Украине после того, как началась политика, стало непонятно, где проводить “УКРАБІЛЛІ ВИБУХ!”, для нас это событие, как для всех остальных людей Новый год. Стало непонятно, делать его или нет, так как на него приезжали группы со всего мира. И Александр Тварина Кравченко думал, делать ему юбилейный 10-й фестивали или нет. Туда должны были приехать коллективы и люди такого нереального уровня… И все это посыпалось. Приехало две группы из Японии. В итог фестиваль был местного разлива. И как показала практика украинская сцена выросла очень сильно. Есть группы мирового уровня, которые востребованы в Европе и вообще по земному шару. Это наша музыка, она моя, она живет и поет у меня в сердце»
В этом году во втором мегаполисе Украины впервые прошел крупный rockabilly & psуchobilly фестиваль Atomic Snow Ball. На нем выступило 15 коллективов, прямо во время действа для желающих бились татухи, был джем-сейшен. Хэдлайнерами действа выступили WiseGuyz и Руки в Брюки. Об обеих командах нужно писать по отдельному большому опусу.
Да, по-хорошему, практически любой коллектив из этой субкультуры априори яркий, поэтому, проще посмотреть на афишу феста и переслушать каждый в списке. Информация подается не на правах рекламы, позволю собственное наблюдение от человека, который во время написания этого материала послушал массу такой музыки и проникся бодростью духа данной субкультуры.
Светлана Смирнова – организатор Atomic Snow Ball Festival, менеджер WiseGuyz.
«Я не так давно в этой культуре. но благодаря работе с WiseGuyz искренне увлеклась жанром, стала бывать на всех тематических мероприятиях, в том числе на аналогичных фестивалях, которые проходят в других городах. А это – Киев в мае, Сумы в октябре-ноябре, и август в Одессе.
Мечта сделать нечто такое грандиозное была давно уже, но никак не решалась. и в какой-то момент, а именно прошлым летом, 2015 года, у меня возникла почти отчаянная мысль, с некоторой даже обидой за наш город. Подумалось, почему в конце концов во всех крупных городах есть такие фестивали, а в нашем до сих пор не было. Так и решилась.
Группы, все что есть в Украине – очень сплоченные ребята, отзывчивые, и было с самого начала ощущение, что мы делаем с ними одно общее дело. Буквально все сразу согласились участвовать.
Многие помогали, кто аудио-ролик делал, кто видео монтировал, кто с полиграфией подсобил. Понимаете, я к тому, что на крупных мероприятиях работает обычно целая команда, и на каждого человека есть своя обязанность и оплата за выполнение работы. У нас такого не было – все по взаимному интересу и искреннему увлечению. Не было, например, и спонсоров, то есть все приходилось делать своими силами, что, конечно, сильно усложняло задачу.
В итоге – фестиваль прошел на ура. Людей приехало не так много, как хотелось бы. но те, что были, отзывались только положительно.
Для меня все это стало некоторой подводной лодкой, с которой уже не уйдешь. Взялась тогда, надо продолжать и сейчас. И, может быть, звучит так, будто это ноша, но дело в том, что так оно и есть, но эта ноша мной любима, и буду нести ее и дальше.»
Все это, по ее словам, было написано на одном дыхании. А таких увлеченных людей в рокабилли и сайко, как выяснилось, немало. Есть еще Киев, Сумы, Одесса, их организаторы, вдохновители, стиляги. Да и сейчас уже с горизонта событий стремительно мчатся тенденции к стилю одежды а-ля тедди-бои, сайкобиллы и далее по списку, к стилям исполняемой музыки, пин-ап, научная фантастика и ретрофутуризм уже давно в моде, в конце концов. Тот же Алексей Баден Баданов рассказал, что его знакомый басист с круизного лайнера в свои 50 начал учить контрабас, так как у публики с разных стран и континентов есть острая рокабилльная потребность. Правда, популярность эта сложная и тяжело растущая.
Светлана Смирнова
«На наших концертах все больше стало появляться новых людей, молодежи много, ощущение, что раз этак в 5 лет всходит новое поколение. Но другое дело, что из десяти человек в тусовке или среди поклонников остается максимум четверо.
Мы можем наблюдать миллионы людей, которые выросли, и до сих пор любят, например, группу Браво, но много ли обычных людей вообще знают, допустим, Мистер Твистер? К сожалению, в основном, это только те, кто нырнул в субкультуру в 80-е, и до сих пор в ней находится. Именно потому, что медийные команды остаются в памяти, а не ротируемые прессой уходят в прослойку своей субкультуры.
В общем, никто не популяризирует группы такого жанра, соответственно, увлечь людей нет особой возможности. Но в этом есть какая-то даже романтика, ибо сайко/рокабилли остается андеграундом, и делает людей из этой среды ни на кого не похожими, яркими и интересными.»
17 ноября в харьковском Планетарии прошел концерт (перфрманс?) surf-rock коллектива Space Psycho Tropic Plank-tones, на котором можно было в полной мере отловить колорит фильмов а-ля «Барбарелла» послушать качественной музыки, проникнуться ретрофутуризмом и поглазеть на пришельцев расы Планк. И это только начало пути и такой команды. И о ней стоит еще написать.
Как стоит написать о группе WiseGuyz и их туре по Австралии, как стоит написать о группе Cosmo Orgasmics, где поет и играет на контрабасе девушка, да много о чем еще не сказано и можно тему продолжать бесконечно. В любом случае, пусть не обижаются те, кого в этой статье еще не вспомнили, до вас мы тоже доберемся.
Фото обложки: с личной страницы Сергея Дмитренко ВКонтакте.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: