Насколько далеко заехал пустынный рок в нашу страну и как группы, играющие этот стиль, везут его за ее пределы.
История повторяется, мода возвращается. Так происходит с любой культурной формацией, особенно в эпоху информационных водоворотов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что стоунер-музыка и ее ответвления за последние пару-тройку лет стали завладевать пространством в плеерах абсолютно разных слушателей.
В Украине начался какой-то нелогичный и яркий подъем стиля. Причем, это касается не только музыки – групп в этом направлении сейчас предостаточно. Это касается и всяческих принтов на шмотках, цитат в видео, аудио и качающихся в такт голов с очень умным выражением лица на любом мероприятии комьюнити Robustfellow.
Если смотреть с оптимизмом на культурный (читай субкультурный) мир вокруг, то слушатель давно начал умнеть, а не наоборот. А это значит – нет ничего удивительного в том, что культовое становится массовым. Раньше тягучие и тяжелые рифы были понятны небольшой части ценителей дум и сладж направлений. Тогда эта сплоченная группа людей и кивала под музыку в такт головой с выражением глубокого понимания на лице. Некоторые старожилы из 1990-х возможно до сих пор думают, что под дум обязательно нужен только рычащий вокал.
Сейчас количество ценителей медленных и вязких стилей значительно возросло. Повторяю — это если смотреть на развитие культуры в позитивной динамике, а не причитать под аккомпанемент медленных рифов, что все пропало и последний раз было хорошо в 1970-х, когда большинство читателей этого материала еще не родилось.
Кстати, именно благодаря расцвету немассовых направлений альтернативной музыки Украина стала очень узнаваема на мировой музыкальной сцене. Стоунер-коллективы нашей страны очень популярны в Европе и за ее пределами. А вот в родной неньке про них начинают только узнавать. В этом материале, пожалуй, не стоит поднимать извечные вопросы музыкального просвещения слушателя. Пусть лучше будет список коллективов, которых можно смело назвать яркими представителями жанра на наших широтах. Мнение автора может не совпадать с мнением комментаторов, экспертов и адептов культа desert-rock.
При упоминании украинского стоунера Stoned Jesus – первая ассоциация. Некоторые называют их украинскими Black Sabbath. Но их стоит окрестить глашатаями стиля. Группа менее чем за десятилетие откатала несколько туров по Старому свету и показала миру, что украинская музыка находится в расцвете сил.
Коллектив также слетал с туром в Южную Америку, где тоже навел изрядного шухера и пособирал публику по Западной и Восточной стороне континента. Было несколько солдаутов. Stoned Jesus входит в число украинских феноменов не только за счет музыки, а и благодаря грамотному менеджменту. Группа доказывает своим примером, что рок-музыку можно ставить в главные жизненные приоритеты, а не только заниматься ей в качестве гаражного хобби на выходных.
Молодой коллектив из Киева, у которого есть потенциал стать вровень с европейскими и мировыми коллегами. На данный момент записан только один ЕР и на него стоит обратить внимания новичкам, которые только начинают въезжать в стоунер движение. Единственное, что может резануть слух во время проигрывания — не безупречное английское произношение. Но это вопрос практики. Зато с музыкой у группы всё насыщено и завлекательно.
Стоит отметить, что для стоунера традиционно присущ английский язык и восточная тематика. Так что неудивительно, что среди списка украинских коллективов в этой статье будут команды с буддийскими, индуистскими и другими азиатскими атрибутами. На украинском языке, к сожалению, достойных представителей найти не удалось, а зря. Язык очень располагает к такой музыке.
Из всех представителей desert-rock в Украине — это самая нетрадиционная группа в плане соблюдения канонов стиля. Группа из Львова играет гремучую смесь из дума, шугейза и парочки стилей с приставкой “пост-“. Вид музыкантов может натолкнуть на мысль, что на сцену вышли хипстеры с очередным инди. Но ощущение развеивается, как только группа начинает наваливать перегруз в колонки и комбики и заводить длинные треки, уносящие вдаль.
У Somali Yacht Club напрочь отсутствует характерное украинское звучание. Вообще, сложно сказать, обладая невооруженным слухом, что группа родом из Западной Украины, а не из, например, Голландии.
Коллектив из города Монастырищи, Черкасской области играет «провинциальный stoner doom». Ценители стиля называет коллектив главной надеждой и опорой стоунер-движения нашей страны. Bomg поглощают меломана своей плотностью и тягучестью и заставляют его кивать головой в такт.
Группа со сложно запоминающимся названием и очень непростыми песнями. Песнями со смыслом. От такого определения может шарахнуть в сторону любого, кто хоть раз слышал радио «Шансон», но речь идет об иных смыслах. Об истинной природе вещей во Вселенной. Коллектив, в названии которого есть аллюзия на таинственный мистический народ из Марокко, свои выступления и релизы сопровождает насыщенным смыслом и пытается донести до людей фундаментальные знания.
Люди в повседневной рутине стали о многом забывать или даже просто не подозревать о том, как человек способен влиять на мир. Ethernal Riffian пытается расширить кругозор слушателя и направить на путь познания. Все это действо можно назвать шаман-стоунер, поскольку слова «психоделический» тут будет недостаточно.
С момента stoner-бума в Украине, часть музыкальных скептиков очень высокомерно и пренебрежительно стали относиться к направлениям подобной направленности, называя всех клоном Black Sabbath и сетуя, что все это уже было давно сыграно.
Но из всех вышеперечисленных команд, несмотря на «ламповость» и «фузз» у некоторых, никто не звучит как в 60-е. Поэтому в конце мы поставим многоточие, и пусть историю украинской и мировой стоунер-музыки пишут сами коллективы, тем более, что в этом жанре сказано далеко не все…
Фото: Facebook-сообщества групп
Фото обложки: группа Ethernal Riffian, фотограф Adrian Kosiorek
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: