«Музыкальным СМИ в принципе не интересна музыка» — Саша Вареница отвечает на вопросы музыкантов

Вместе с ростом количества концертов и молодых украинских групп, растет и индустрия. Соответственно, все большее количество людей интересуется не только экстерьером шоу-бизнеса, а и его внутренней составляющей. Саша Вареница, сооснователь компании Be Management Music & Publishing, главный редактор PromoDJ, музыкальный обозреватель и аналитик, собирает лекторий, посвященный музыкальному менеджменту будущего.

Мы давно знакомы с Сашей и делали с ним развернутое интервью (очень интересное) на тему книги «Ретромания». В преддверии его лектория, который состоится 26-29 апреля в коворкинге «Сад» (ул. Александра Довженко, 3), Саша согласился публично ответить на несколько самых волнующих вопросов от украинских музыкантов о менеджменте, продвижении за границу и продюсирование. Приблизительно в таком же ключе будет происходить и лекция. Детали о лектории тут.

sad-bemgmt-fb_final


Артур Даниелян, #Danielyan (Nerve Gangstas):

Существуют ли способы для того, что бы донести массовому украинскому слушателю электронную музыку европейского формата? Как это, к примеру, произошло с джазом в конце 90-х. Тогда проводились закрытые встречи в клубе «Динамо Люкс», которые со временем переросли в многотысячные фестивали. В те годы если ты не слушал джаз, то считался не модным. А сейчас в Украине на всех площадках играют только попсовые диджеи, которые запускают музыку с флешки. Лайв-исполнители при этом ютятся по сквотам. Хотя в любой другой стране они бы давно уже стали успешными музыкантами.

thumb_DSC05354_1024

Отвечает Саша Вареница:

Давайте для начала определимся с тем, что такое электронная музыка европейского формата? В самом вопросе скрыт расходный стереотип. Мол, все европейское – стильное, качественное и крутое. А все наше – это азиатский трэш и балаган. Стоит признать, что обладающее хорошим вкусом большинство – это утопия и для Европы, и для Америки. Да и в целом, проблемы у нас разные.

В то время как наша электронная сцена с трудом выживает, изнемогая от недостатка хороших фестивалей, площадок, клубов, проектов и СМИ, за которыми во всем мире стоят могущественные спонсоры, инвестирующие в лояльность прогрессивной молодежи, в Европе (и особенно в США), сцену буквально тошнит от лишних денег.

Там да, эта самая проблема % соотношения мейнстрим – андеграунд существенна и актуальна. Мыльный пузырь EDM, авантюрный миллиардер Роберт Силлерман и его империя-банкрот SFX, малолетние диджеи-миллионеры с их частными самолетами и разбитыми Ferrari, тотальный обман и пост-продакшн. Я пишу об этом довольно много. И не скрываю своего негативного отношения ко всему этому.

В то же время, я искренне желал бы прихода в Украину любых самых вульгарных клубных и фестивальных франшиз. Пусть стреляют из пушек с конфетти, складывают пальцы в сердечко и прыгают под электро-хаус. Сцена – это живой организм. Через нее постоянно должно проходить какое-то количество денег. Иначе она впадает в кому, и живет лишь за счет сверх усилий отдельных энтузиастов. Вроде тех ребят, что делают Ostrov Festival или занимаются клубами Closer и Boom Boom Room.

Поэтому давайте подумаем, как вывести сцену из комы. Как сделать так, чтобы на месте почившего TopDJ и еще двух десятков сайтов этого профиля возникли новые. Давайте зададим себе вопрос, кто сейчас будет покупать у них баннеры с рекламой нового шоу ASOT или Tiesto? Давайте подумаем, как увеличить количество адекватных клубных площадок в стране с 20 хотя бы до 50 (три года назад их было почти 90)? Ну и так далее.

И только в тот момент, когда на свет появится человек, способный найти ответы на эти вопросы, можно будет сказать: теперь давайте позаботимся об андеграунде. Если, конечно, в этом еще останется необходимость. Мой опыт подсказывает, что журналисты, которые успешно продают баннеры для ASOT и не дрожат в страхе потерять последнего читателя = рекламодателя, сами же вдруг начинают писать про Aphex Twin. А в клубах, которые стабильно заполняются на вечеринках с участием диджеев-флэшек, вдруг показывают «зеленый свет» техно или драм-н-бейс промо-группам.

Иными словами, «мейнстрим» на то и есть «основное течение», чтобы в него впадали малые ручьи андеграунда. И сушить главный источник, думая, что от него станет шире ручей – значит идти против законов природы.

Дима Сакир, SINOPTIK:

Как найти зарубежные СМИ, которым интересна твоя музыка? И как найти к этим СМИ правильный подход?

11218800_1000407903340959_842499543543133932_n

Отвечает Саша Вареница:

Самая болезненная травма, которую получает пиарщик, начинающий заниматься международным промо – это признание того факта, что музыкальным СМИ, в принципе не интересна музыка. Более того, музыка как таковая не особенно интересна и блогерам. Не говоря уже об организаторах фестивалей и владельцах зарубежных лейблов.

Прежде, чем начать глобальную экспансию, любому украинскому артисту важно понять философию европейской и американской индустрии. Она на век впереди нас во многом потому, что построена вокруг простого правила: «Любитель – от слова любить (то, что делаешь). Профессионал – от слова работать». Очевидно, что там большинство – это профессионалы. Другие не выживают. Слишком высокая конкуренция. А профессионал – это человек, который пропустил через себя сотни тысяч релизов, давно устал от них и мыслит сугубо математическими категориями охватов и трафика.

Конечно, всегда можно встретить энтузиастов, которые за музыку, за чистое творчество, за дружбу и саппорт. Но они сгорают и стираются, как только выплевывают в авторский блог/на сайт весь свой супер охренительный эксклюзивный плейлист из экзотики, раритетов и релизов друзей. А значит, такие «СМИ», даже если и возьмут вас, то смогут предложить внимание не больше, чем тысячи собственных читателей. Что существенным образом не сказывается ни то чтобы на букинге, но даже не количестве продаж вашего релиза на iTunes.

То промо, которое будет действительно эффективно – редко зависит исключительно от качества материала, хотя именно с этого все и начинается. Здесь важен комплексный подход. Работа со СМИ – это торг, взаимообмен (трафиком, услугами), расходы (иногда существенные), осторожность и высокий риск стать жертвой разного рода хитростей и афер. Большинство проигрывают уже на старте, получая бан почтового адреса при первой же рассылке, попадая в черные списки оголтелых спамеров у СМИ и промо — агентств или добродушно позволяя зарабатывать на стриминге и ротациях своей музыки посторонним людям.

Реально ли этого избежать и сделать все круто? Да. Но тема широкая и не простая. Подробнее мы разберем ее на первых двух лекциях весеннего курса в «Саду».

Адам Мэйлоу, Sorrow Leads to Salvation:

Как не возненавидеть свою музыку в процессе её распространения, зная, что шансы на внимание со стороны соцсетей, журналистов и издателей крайне малы?

10689917_886997697990772_2463855166140504923_n

Отвечает Саша Вареница:

Искренний и действительной актуальный вопрос, который принято замалчивать. Советов несколько. Первый – пижонский. Найдите менеджера, который займется этим вместо вас. Второй – из личного опыта. Научитесь принимать все тягости промо и продвижения, как системную ошибку в устройстве самой индустрии.

Особенно локальной. Она, правда, устроена крайне по-мудацки. Еще с конца 90х годов. Мы вроде как наблюдаем рост и развитие. Все такие модные, один креативнее другого. И логотипы морским крестиком, и юмор все лаконичнее и тоньше, и слово «айдентика» липнет к языку. Но на деле – это прогресс внутри чего-то, что изначально ошибочно, исторически обречено.

Когда-то давно были торренты с убогим дизайном и все понимали, что это вот пираты и отморозки. Это зло и жлобство. Ну и че, мол! Мы живем в суровых краях, и никто никому ничего не должен. Поэтому ослик (прим. – программа eMule) и вперед! Кто слишком правильный – гоу в магазины за дисками. А если еще и за лицензионными, то сразу можно терновый венок на голову.

Жлобство с годами мимикрирует и сегодня оно пышным цветом цветет в VK. Аудио на сайте по сути своей безобразное пиратство и воровство чужих денег. Но внутри этой огромной (вытесняющей все вокруг, включая стримминги и магазины) воровской среды еще и начался активный торг. Кто наглее ворует, кто не боится тырить альбомы Мадонны и Radiohead за месяц до релиза, у того больше подписчиков. А значит влияния и власти. Хотите от них поддержки вашей прекрасной независимой музыки? Они здесь не за тем, чтобы ее слушать. Благо, особо этого не скрывают.

Те, что скрывают, совсем уже циничные мудаки. Я – один из них. У меня есть паблик «Новые здесь». Он создан для поддержки локальных групп и музыкантов. Они могут сами публиковать там новости о себе, я их просто подтверждаю. Паблик изначально устроен так, чтобы те артисты, с которыми я работаю, были там на первых ролях. Остальные для фона и разбавки моих промо-постов. Я никогда их не слушаю и отбираю посты наугад по картинкам и сносным названиям. У меня просто физически нет времени на незнакомцев.

Но есть и следующий круг ада. Indie-паблики, которые настолько «независимые» и «за идею», что дерут деньги со всех инди-групп за посты, которые потом еще и удаляют (!). Последние деньги, кстати, дерут и со всех без разбора. Даже с талантливых и самобытных. Если просто слать им музыку – уткнетесь носом в глухую стену игнора. Дверь в эти лицемерные веб-помойки с другой стороны.

Поэтому, не парьтесь, любите и цените свою музыку. А ненависть можно и нужно копить по отношению к несовершенству мира. Иначе вам просто нечего будет выплеснуть через игру на инструментах. Композитор жив, пока ему не все равно.

Евгений Войтов, On The Wane:

Стоит ли группе тратиться на сведение и мастеринг материала зарубежом?

1915835_10208655339850194_2465157733053662017_n

Отвечает Григорий Фатьянов (партнер Вареницы по Be Management Music & Publishing):

Я думаю, стоит попробовать! Прежде всего, для того, чтобы сравнить с тем, что вам делают местные звукоинженеры. Даже если вы потратите деньги, то за них вы купите «опыт», который невозможно получить бесплатно. В любом случае, хороший миксинг и мастеринг инженер, не будет стоит дешево, ни тут, ни там.

Кроме того, вероятность ошибки при выборе подходящего саунд инженера можно свести к минимуму. К примеру, выбрать специалиста, который работал с группой, чье звучание вас полностью удовлетворяет и стиль которой, возможно, чем-то похож на ваш собственный. Обычно, не составляет труда найти звукорежиссера, который занимался мастерингом или сведением для той или иной группы и забукировать его.

Но, как показывает практика, нужно быть готовым к тому, что придется потратить значительную сумму денег, прежде чем вы найдете человека, работа которого вас полностью устроит. К тому же, никто не застрахован от того, что мастеринг и сведение могут сделать плохо даже на Западе. Бывает и такое.

А вот стоит ли тратиться? Это решение нужно принимать, исходя из финансовых возможностей и желания экспериментировать. Однозначного ответа тут нет.