100 украинских альбомов, которые вы должны услышать: первые 10

У меня есть Telegram-канал. Он называется «Музыкальный гик«. В последнее время мне очень нравится писать в Telegram. Там сейчас формируется своеобразная тусовка, которая живет по своим правилам. Telegram — очень специфическая среда. Он не каталогизирован. Там сложно что-то найти. Там все распространяется «сарафанным радио». У LiRoom, кстати, тоже есть канал — «Новая украинская музыка«.

Недавно количество подписчиков моего канала перевалило за 1000 человек. Как для канала про украинскую музыку — это довольно много. На радостях от этого события я запустил флешмоб для самого себя — #100украинскихальбомов. В его рамках буду рассказывать о 100 украинских альбомах, которые считаю важными и хорошими. Порядковый номер не несет никакого смыслового наполнения. Это не рейтинг, а просто список из 100 альбомов. А здесь, я буду систематизировать все написанное в канале в рамках заметки в формате интернет-издания.

cover_10_albums

1. Blooms Corda — Monodance (2015)

Blooms Corda начиналась как сольный проект Данила Галыко. До этого у него было еще парочка групп, но их названия вряд ли о чем-то скажут.

Monodance появился совершенно не заметно и долго пылился на страницах SoundCloud. Пока на него не обратили внимание поклонники легкого фанка и лаунжа. Мягкая, преимущественно украиноязычная, игривая музыка, в которой очень много воздуха.

Весь альбом записан очень неброско. Где-то слышно легкие лажи. Где-то даже в вокале. Но в случае с Blooms Corda эта незавершенность добавляет пластинке изящности, а не режет слух недостатками. Почти все партии для Monodance Даня написал и записал сам. Обложку сделал тоже он.

Эта пластинка медленно, но уверенно вывела Blooms Corda из статуса «группы для друзей» в условный андерграунд для эстетов.

Я бы очень советовал такие треки: Лист до Катрін, Джек, Тварина.


2. Epolets — DOGMA (2014)

Одесситы Epolets начинали как кавер-группа The Rolling Bones и выступали преимущественно в одесском клубе True Man Hot Boat. Когда поднакопилось собственного материала, появилось название Epolets, а следом — дебютный одноименный альбом. Там все было вразброс — стилистически, по языкам и по саунду.

DOGMA вышла в 2014 и оказалось концептуально крепким альбомом со своим звучанием, интересным подходом к аранжировкам и цепкими текстами. После этого Epolets пошли на Х-Фактор, заметно выросли в популярности, выпустили альбом Cult, но это уже совсем другая история.

На этапе DOGMA я стал поклонником этой группы. В альбоме достаточно тяжелых гитар и интересной лирики. Паша Вареница поет не только о неразделенной/разделенной любви, но и о становлении себя как личности (Лютий), зарывает социальные подтексты (Скільки ще), размышляет о будущем (Кожен новий день), ну и о рассказывает вечеринках (Парті он).

Учитывая, что группа провела массу времени в кабаках, этот своеобразный стиль мутировал и трансформировался в прекрасные соло-партии на гитаре (Де ти є? и Лютий).

Ну и главное. Этот альбом подарил группе и слушателям их первый, пока что основной и безусловный хит — песню Зраджуй. В ней есть все, что должно быть в добротной поп-рок песне: хороший риф, запоминающийся текст, мощное соло и понятная структура.

В общем, если вы открыли Epolets для себя как группу с Х-Фактора, прежде чем делать какие-то выводы, послушайте этот альбом. Если же вы знаете одесситов давно, то DOGMA вы наверняка уже слышали.

В этом году вышел их четвертый украиноязычный альбом Діти Моря.

В плейлист: Зраджуй, Де ти є?, Лютий, Кожен новий день.


3. Pur:Pur — Pure (2010)

За день до Дня святого Валентина, в далеком 2010 году харьковское трио Pur:Pur презентовало свой дебютный альбом Pure. 11 песен на английском языке. В основе мягкие акустические гитары, легкая перкуссия и нежнейший вокал Наты Смириной.

Музыкальный тандем, ответственный за аранжировки в раннем Pur:Pur — это Женя Жебко (ритм-гитара) и Стас Кононов (соло-гитара). С тех пор Кононов успел поиграть с Бабкиным, Оркестром Че, Софи Вилли и еще несколькими группами.

Главным хитом пластинки стала песня Kiss, которую до сих пор поклонники Смириной и Ко ждут и просят на концертах. Еще одна примечательная песня — Ever записанная с характерным бек-вокалом Андрея Запорожца (SunSay).

Pur:Pur были одними из самых ярких представителей харьковской музыкальной тусовки. Той самой, которая объединяла 5’nizza, Оркестр Че и еще ряд групп. Альбом пришелся на период расцвета музыкального Харькова. Все вместе кутили, выступали, писали песни, репетировали на одних и тех же базах, вызвучивались одними и теми же звукорежиссерами. В общем, по моим ощущениям, харьковская музыка того периода представляла собой своеобразную коммуну. Сейчас уже не совсем так, но музыканты все равно кочуют из одной харьковской группы в другую.

Pure полюбился украинским меломанам. Лично я до сих пор считаю эту пластинку одной из самых удачных в своем жанре. Песня Kiss была одним из первых каверов моей собственной группы. Во многом из-за очень интересной гитарной партии. Pur:Pur тогда были романтиками, идеалистами и минималистами.

Сейчас это совсем другая группа, которая делает акцент на электронном звучании. Но это уже, опять же, совсем другая история.

Следом за Pure вышла EP Understandable с песнями на русском и украинском языках, которую тоже очень советую послушать.

В плейлист: Kiss, Cosmic Girl, Make Love To Me, Ever.

П.С. На саундклауде альбом неполный. Не хватает трех треков.


4. ВИА «Кобза» — Кобза (1971)

Честно говоря, у меня мало информации об этом периоде в украинской музыки, поэтому нахожу все обрывками. А музыка очень интересная. Одноименный альбом Кобза ВИА «Кобза» удалось записать чуть ли не случайно. Ансамбль был собран, чтобы аккомпанировать певице Валентине Куприной. И в ходе записи руководству студии настолько понравился материал «Кобзы», что дали добро и на запись их пластинки.

ВИА работало в интересном стиле. Они брали довольно-таки роковые аранжировки, но перекладывали гитарные партии на украинские народные инструменты. Особая ценность этой пластинки в том, что именно на ней впервые была записана песня Водограй, правда не в исполнении Назария Яремчука (об этом я расскажу позже в контексте ВИА «Смерічка»), а в исполнении как раз Куприной.

Там же например можно найти очень интересную обработку Ніч яка місячна. Да и вообще, если внимательно вслушаться в пластинку можно услышать насколько «Кобза» были новаторами в своем жанре (как и ВИА «Ватра») и пытались протащить свое новаторство сквозь жесткую конъюнктуру, которая тогда поглощала собой все творчество.

Треклист:
Ой При Лужку, При Лужку
Нiч Яка Мiсячна
Дударик
Балада Про Двох Лебедiв
Голубiвна
На Івана Купала
Водограй
Веснянка
Зайчик
Ой Поїхав За Снопами
Ой Кину Я Бук На Яму
Лiсова Пiсня
Та Й Орав Мужик Край Дороги
Спiвайте Разом З Нами

Лично я слушал эту пластинку на виниле, поскольку на стриминговых сервисах его, ясное дело, нет. Зато винил дешевый — потому что «Мелодия» и его еще много. Жаль, что это наследие у нас так никто грамотно и не зальет на стриминги, но если порыться в интернете — не сложно найти на торрентах.


5. ВВ — Музіка (1997. Вообще есть версия, что 1996, но официально 1997).

«В бон вояж, дорогий друже, у добрий шлях» — говорит нам Олег Скрипка и начинается легендарное вступление к песне Весна, которая до сих остается главным хитом в арсенале ВВ.

Музіка — альбом, без которого украинская музыка была бы совершенно другой. Фоззи, солист группы ТНМК, однажды сказал «Украинская музыка пошла от Братів Гадюкіних и ВВ». И я готов с ним согласиться. Только если «Гады» были своеобразным львовским лобби, то ВВ — самые яркие и долговечные представители киевского рок-клуба.

Еще один важный момент. Музіка была записана после 5-летней эмиграции Скрипки и бас-гитариста Пипы в Париж. Таким образом, несмотря на показную балагурность, Музіка — это альбом, который впитал в себя опыт европейской муз.индустрии. На 1997 год это было ого-го.

Альбом прекрасен полностью. Это очень смелый рок, с элементами хэви-металла (тогда это так называли), фолка (причем прямолинейно) инди и поп-музыки. Про Весна и Юра и так все в курсе.

Я бы обратил ваше внимание на гениальную песню Музіка — гимн всех безработных (она мне почему-то очень похожа на треки раннего Бреговича). Также на разгул фантазии в Білі плями (бігти запрокинувши голову і кричати ААААААА). Ну и конечно на интерпретацию народных Їхали козаки и Горіла сосна. Тот случай когда по всем признакам шароварно, но на самом деле нет.

В этом году альбому 20 лет. Будет выпущено второе переиздание на виниле (первое издание было раскуплено за две недели до начала продаж). А еще в ноябре прошел концерт к ювилею, отчет с которого вы можете прочесть тут.


6. Vivienne Mort — Filin (2015)

Vivienne Mort — один из немногих примеров, когда группа буквально из подвалов поднялась на большую сцену своими силами. Не меняя стиль, не попадая в продюсерские центры, без участия в талант-шоу и всего такого.

При этом главный хит — Сліди маленьких рук — появился в 2013 году, но до широкой публики шел пару-тройку лет. Каким же было мое удивление, когда я от нескольких кастингующихся на «Голос» и «Х-Фактор» услышал эту песню. Мне кажется, это своеобразный показатель популярности.

Альбом Filin — это акустический миньон. В нем Vivienne Mort переработали две свои старые песни — Лети и Голубка, добавили пару новых и одну обработку народной — Грушечка.

Вряд ли сами музыканты выбрали этот EP в качестве альбома, который их репрезентует. Для этого бы лучше подошла Готика или же последний — Rosa. Но лично я — фанат Filin. Во-первых, именно в период выхода этого альбома я познакомился с вокалисткой Даной Заюшкиной. Во-вторых, эта как бы промежуточная работа оказалась такой чистой, искренней и сильной, что захватывает дух.

Во всех песнях все держится только на фортепиано и голосе Даны (и изредка гитаре). Но этого достаточно, чтобы Темно пробирала до костей. Чтобы дать новую жизнь Лети, которая пережила уже несколько аранжировок. Ну и мой фаворит — Грушечка. Ее не так просто найти в народном исполнении. И Vivienne Mort натурально дали новую жизнь этой прекрасной и незатертой песне.

В общем, если вы не знакомы с Vivienne Mort, я бы советовал начать именно с Filin.


7. Скрябін — Натура (2003)

Скрябін входит в обойму легендарных и основополагающих украинских групп. Андрей Кузьменко в начале 90-х показал Украине мрачный синти-поп, смешанный с пост-панком. За свою долгую творческую жизнь Скрябін выпустили очень много разной музыки. Часть из нее была откровенно паршивой. Но в истории осталось лучшее.

Альбом 2003 года Натура — переломный момент в истории Скрябіна. Этот альбом знаменует окончательный переход группы к поп-музыке. Это альбом, на котором вышли две чрезвычайно важных песни — Мовчати и Спи собі сама. Ну и, это последний альбом Скрябіна, над которым работал Сергей Шура Гера. После Натуры он ушел в Другу Ріку.

Еще один интересный факт, о котором многие уже позабыли. Саунд-продюсером Натуры был Илья Лагутенко — лидер Мумий Тролль. И еще один факт. Песню Спи собі сама написал не Кузьма, а Андрій Підлужний. Который кстати даже поет на этом альбоме на бэках.

Стоит обратить внимание на жанровое разнообразие. Червоні колготки — явные отсылки к пост-панку начала 90-х. Водавогонь — поп-рок океанельзовского типажа. «Океаны» как раз были на пике в тот момент. Дівчина Кончіта — вообще какой-то американский поп-панк. Наш останній танець — синти-поп. Короче, в Натуре намешано всего, чего Скрябін научились и наслушались за 10 лет. Дальше стало прямолинейнее.

Натура вывела Скрябіна в мейнстрим. А следующий альбом, вместе с хитом Люди, як кораблі закрепил группу Кузьмы в ротациях. Дальше пошел уже совсем другой Скрябін с Гламуром, Могилевской и Бебешко.

Для себя я делю Скрябін на три условных периода — Технофайт, Натура и Гламур. Технофайт — сложный, но его нужно знать. Натура — простой и красивый. Гламур — очень отдельными композициями. Там количество превалировало над качеством.

Сегодня буду переслушивать Натуру и грустить по Кузьме. Одному из самых честных, добрых, трудолюбивых и простых украинских музыкантов.


8. Брюссель — Брюссель (2012)

Супергруппы в Украине — дело редкое. При этом сразу в нескольких так или иначе были или сейчас задействованы бывшие или нынешние участники Океан Ельзи. Пожалуй, самым крупным проектом, в котором участвовали разноплановые музыканты из нескольких групп, был Брюссель.

Изначально проект должен был называться иначе (там были какие-то цифры), но поскольку запись и написание песен производились в Брюсселе, решили особо не заморачиваться.

Брюссель появился после масштабного тура ОЕ в поддержку альбома Dolce Vita. Вакарчук собрал очень мощную команду: Сергей Бабкин на беках и гитаре, Петр Чернявский на басу (на тот момент гитарист ОЕ), Макс Малышев на ударных (сейчас играет у Лепса, в свое время переиграл с половиной укр поп-звезд) и Дмитрий Шуров на клавишных. Саунд-продюсером стал Милош Елич, клавишник ОЕ. В принципе, он считается вторым сольником Вакарчука после вночі, но по факту — это совершенно самостоятельный проект.

Наличие Шурова здесь особенно интересно. Это был первый творческий тандем Вакарчука и Шурова со времен распада «золотого состава» ОЕ в 2004. Позже они еще играли вместе в рамках мини-реюниона ОЕ на Майдане и Олимпийском, но то уже совсем другая история.

Брюссель возник будто из ниоткуда, моментально взлетел и исчез с радаров. В Брюсселе впервые Вакарчук разделил роль фронтмена с еще одним музыкантом — Сергеем Бабкиным. Хотя у Бабкина на альбоме лишь один лид-вокал (песня Зелений чай), много бэков и пару концертных песен (среди которых фуллбэнд прекрасной Ще осінь зовсім молода).

Альбом получился практически эталонной софт-рок пластинкой. Идеальные отточенные партии Малышева сочетались с гитарным фанковым стилем игры на басу Чернявского. Бабкин добавил песням характерного мелодизма. Шуров это все дооформил в прекрасные аранжировки. Ну а харизма и вокал Вакарчука добавили музыке необходимую мощь.

Мои любимые песни на пластинке — Дай мені чистої води, Дощ и, собственно Зелений чай. Очень хорошо помню потужный концерт в Стерео Плазе в 2012 году. Тогда же прозвучала песня Стіна, которая позже вошла в альбом ОЕ Земля. И по-моему, в исполнении Брюсселя эта песня звучала сильнее.

Еще один интересный факт — это были первые официальные записи Вакарчука на английском со времен давнишней Long Time Ago ОЕ и еще одного трека с вночі. Песни Airplane и Come To Me Baby. Ну и после Брюсселя Вакарчук в English как-то больше не заходил.

После единственного тура Брюссель больше никогда не собирался. И, похоже, не соберется. Вот такой вот момент в истории украинской музыки.


9. Один в каное — Один в каное (2016)

Года 2-3 назад, когда я приезжал во Львов, на вопрос «А кого у вас тут слушают?» мне все отвечали Один в каное. Что это за группа, я не очень понимал. Записей у них не было. До фестов, на которые я ходил, они не доезжали, но популярность группы каким-то чудесным образом росла.

Толчком стала песня Човен на слова Ивана Франко. На нее сняли видео в рамках проекта ЖИВЯКом, и это видео запустило волну интереса к акустическому трио.

Один в каное — феномен. Казалось бы, что в них такого. Милые песни на украинском языке под не самую изобретательную акустическую гитару и перкуссию. Но что-то в них зацепило публику. Настолько зацепило, что сразу же после выпуска альбома Один в каное собирали полностью забитый Atlas в Киеве — а это более 1000 человек.

Сейчас они желанные участники фестов с устоявшейся фан-базой. При этом сложно назвать их выступления зрелищными. Один в каное берут искренностью и нежностью. Все предельно просто. Но как-то работает.

Я бы сравнил их успех с успехом Пятницы. Когда группа становится известной воле-неволей.

Дебютный альбом Один в каное содержит баснословные 25 песен. В принципе его довольно сложно прослушать от начала до конца — все начинает смешиваться в кашу. Но отдельные треки очень достойны — Небо, Пообіцяй мені, Лю, Човен, Пішы, Жучка.


Гостевой пост от Макса Комлева, автора канала «Без лишних слов»

10. Stepan i Meduza — Bludnitsa (2012)

Есть альбомы, которым не повезло с моментом выхода. Оценить их по достоинству можно лишь со временем. Дебютная работа киевских ребят Stepan i Meduza как раз такая.

Сейчас это стильный дуэт, сочиняющий холодную электронику на русском языке. А 5 лет назад это была банда, чей первый альбом Bludnitsa искрил гитарами, духом абсолютной свободы и какими-то чудовищно интересными и цепляющимися текстами.

Bludnitsa вышла в 2012 году, за 2-3 года до условного подъёма новой украинской музыки. Сейчас об этой пластинке мало кто вспомнит, да и тогда её, кажется, тоже не особо заметили – времена и обстановка была другой. А между тем это – один из лучших альбомов, созданных в Украине. Потому что он в доску свой.

Это 9 треков, созданных киевлянами для Киева. Это ода молодости, тусовкам в Зелёном театре, танцам зимой в 44, ночному фалафелю на Бессарабке и коньяку во дворах. Это тексты, где сплошь и рядом ирония и добрый стёб над девочками на танцполах, гонками за мнимой популярностью (тогда ещё Вконтакте).

От Танцуй до На Бис (финальный трек Бежим в расчёт не берём, ведь это уже мостик к новому звучанию группы), этот альбом словно пьяный викенд в Киеве, когда ты молод, в карманах копейки, но ты определенно чувствуешь себя самым крутым на свете.

Bludnitsa будет понятна каждому молодому человеку, которого больше всего в жизни волнуют две вещи: любовь и где бы погулять» – так про альбом говорила группа 5 лет назад. Что-то изменилось за это время? Отнюдь. Мы всё так же ищем любовь, развлечения и притворяемся снобами, только вместо ВК у нас Facebook, а танцы проходят в клубах побольше и подороже. Именно потому Bludnitsa – альбом вне времени. Необычайно бодрая и живая пластинка, которая живёт в каждом звуке и валит с ног свободой и абсолютным нежелание влезать в рамки.

Брали такси
Разбивали гитары
Ночь, до семи утра
Заводили избитые темы

Видели сны
Просыпались от жажды
Руки слепой весны
Согревали водой из-под крана

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.