Уже много раз в СМИ, интервью, постах и простых дискуссиях всплывала мысль о том, что рок-н-ролл уже не такой революционный, как раньше. Вызывающее поведение, прыжки со сцены, призывы к разрушению или протесту принадлежат уже не героям с гитарой. Музыка и субкультуры поменяли в этом отношении вектор.
Сегодня рэп-исполнитель может гораздо больше сказать со сцены, чем рок-звезда: аудитория шире, за ним пойдут работники офисов и отпетые хулиганы. Возможно, это утверждение покажется спорным, но стоит взглянуть в лицо фактам. Индустрия давно завладела умами и мечтами массы слушателей. Если раньше рэп являлся музыкой улиц, то сейчас он ведет прямиком на стадионы.
Украину не миновал рэп-захват, из каждого утюга несется не гитарный запил, а какая-то читка. Иногда ее можно услышать и на родном языке. Прочитать об отечественном хип-хопе можно на портале rap.ua.
LiRoom встретился с основателем ресурса Антоном Назарко и поговорил об индустрии рэпа в нашей стране, развитии украинской музыки и сайд-проектах, связанных с музыкой, со стритвеар и сникер-культурой.
– Как выглядит структура rap.ua, кто задействован, какие функции каждый выполняет на ресурсе?
– rap.ua — комьюнити ребят-энтузиастов, которые с 2014 года создают контент на ресурсе. Ты же сам понимаешь, что профильное СМИ о музыке, о рэпе в Украине не прибыльное, заведомо убыточное мероприятие, но это нужно было кому-то делать! Сейчас уже это не только СМИ, мы уже пробуем организовывать концерты, развиваться дальше.
– …о рэпе в Украине или об украинском рэпе?
– …и о том, и о другом. Да, я понимаю разницу, о чем мы говорим. В Украине рифмуют на двух языках.
– Есть ли у вас в планах создание лейбла?
– Есть ядро людей, которые делают СМИ, концерты, Sneaker Mate (химчистка для кроссовок и кед — ред.), недавно запустили портал о streetwear. У некоторых из нас есть свои музыкальные амбиции. Возможно, все это приобретет однажды имя, будет это лейбл или что-то еще.
Музыкальный лейбл в рэпе строится вокруг громких проектов. В данный момент в нашем окружении таких пока нет. У большинства соседей это уже индустрия, где основной источник монетизации — концерты. В той же РФ, рэпперы неплохо зарабатывают на цифровых продажах, но чтобы стать прям богатыми (смеется) – это только концерты
– Как обстоят дела в родном, украинском рэпе?
– По состоянию на июнь 2017 года в Украине есть один гастролирующий проект — группа Грибы.
– А как же Танок на Майдані Конго?
– Я бы не говорил о них как об участниках украинского рэп-сообщества. Они благополучно от него открестились в какой-то момент. Когда коллектив стал набирать популярность, они же не потянули ни одну группу за собой.
Например, в России есть Каста. В момент прорыва, они очень много сделали для культуры в целом, потянули за собой всех интересных на тот момент исполнителей. Того же Смоки Мо. Сделали лейбл Respect production, создали Rap.ru. Индустрия нуждалась в СМИ и получила качественный сайт с хорошим контентом. В итоге получился рупор субкультуры.
Что сделали «Танкі» для украинского рэпа, когда «выстрелили»? Тогда в Харьковрапасити было две супер-популярные группы: Танок на Майдані Конго и Убитые рэпом, чья известность в субкультуре распространилась на все СНГ. И как можно было дальше не потащить дальше за собой пацанов, допустить развал той тусовки (In Da House, Green Screen studio, Харьковрапасити)? Не знаю.
Конечно, нельзя говорить однозначно — кто-то поленился, не поехал в Киев, кто-то предпочел ничего не делать, но в разговорах про украинский рэп про группу Танок на Майдані Конго почему-то редко вспоминают.
Фагота я видел последний раз на баттле Yarmak vs. Артем Лоик и знаешь, со стороны он смотрелся, как свадебный генерал. Вот абсолютно инородное тело во всем процессе.
– Какая в rap.ua иерархия — горизонтальная или вертикальная?
– Наша команда: главный редактор Freel (ex-На відміну від — ред.) и несколько ребят, которые пишут. У всех абсолютно равные права, мы общаемся, обсуждаем материалы. Путем ежедневного диалога пять человек в редакционном чате определяют, что ставить, зашел продукт или нет, насколько он качественный. От украинского рэпа очень мало ежедневного контента, поэтому редко возникают споры — ставить что-то на сайт или нет. Ну и редакция открыта для новых авторов.
– Если перед тобой положить лист бумаги расчертить его вертикально пополам, проставить в каждой колонке цифры от 1 до 5 и написать слева «мейстрим», а справа «андеграунд», то кто будут эти 10 исполнителей в украинском рэпе? Или давай, хай то буде «не загально відомі» та «основна течія».
– Давай я лучше расскажу про украинских «не загально відомих». К ним, к сожалению, почему-то очень мало внимания других ресурсов, так что будем пользоваться моментом. Кашляючий Ед, один из самых ярких представителей. Не так много хороших украиноязычных МС и вот он – один из топовых. Денні Дельта на Волыни — просто сумасшедшая рифмомашина. Так круто с украинским словом, наверное, никто не работает. Ребята из PVNCH в эту же колонку, но они в последнее время ничего не выпускают. Есть Тур со Львова.
С подачи вот этих «старших» ребят становятся известными новые имена. Так, благодаря Денні Дельта, мы узнали, кто такой Дядя Вова и Crazy Lazy, от PVNCH услышали про самобытного Nashiem Worryk. Наш главный редактор Freel делает много не только в публицистическом, но и музыкальном плане. Скоро выходит его сольный альбом.
Вообще, интересного украинского рэпа достаточно много, погуглите вот эти имена, но чтобы сделать его популярным и массовым — нужно чтобы артисты становились «проектами», как бы пошло это не звучало.
– Кто по-твоему должен вложить деньги в этот жанр? Фирма одежды, какой-то политический деятель или продюсер, который хочет вкусный “саунд+рідна мова”?
– Рэп в Украине — это не шоу-бизнес в полной мере. Тяжело к этому направлению привлечь капиталы, так как историй успеха всего несколько. Для меня пример успеха — артист, которому на определенном этапе помогли вложениями, инвестировали в музыку и он стал известным. В Украине успешных историй единицы – Грибы, Yarmak.
– И какая же цель у rap.ua?
– Внести лепту в развитие украинского рэпа, как индустрии. У соседей, в РФ — это сформированная субкультура со своими звездами, рынком, шмотками, культом, инфраструктурой, в конце концов. У них рэп – главная музыка в стране прямо сейчас – Баста, Oxxxymiron, Скриптонит, ATL.
Украинский рэп не сформировался как индустрия. И наша задача — создать и развить субкультуру, чтобы у этого жанра появилась площадка. Рэп не публикует ни один музыкальный портал в стране. Я совершенно не понимаю, почему так происходит. Все известные украинские музыкальные сайты не ставят украинский рэп вообще. Они пишут обо всех направлениях, но почему-то, когда выходит альбом Денні Дельта ‘При5’ с особой концепцией и мощной идеей, про него не пишет никто из разносторонних музыкальных ресурсов У меня вопрос, почему так происходит?
– Есть ли кто-то из украинских рэпперов, кто хотя бы раз ездил за границу, в Европу с туром или хотя бы раз там выступал?
– Как они могут ездить, если они даже по Украине не выступают?
– У тебя есть виденье, что нужно делать, чтобы развить отечественную рэп-индустрию в Украине, может у него уже есть заготовленный сценарий?
– Универсального сценария нет. Мы пытаемся что-то делать, освещаем концерты русского рэпа, чтобы пришедшая на них аудитория узнавала о rap.ua, об украинской музыке больше и переходила на наш ресурс.
Если во всем мире рэп – самый популярный музыкальный жанр, то у нас в стране – это русский рэп. Значит наша задача – для такого слушателя открыть именно украинских артистов, максимально перетянуть на родного исполнителя.
– Мы уже давно дружим, знаю что помимо rap.ua у тебя есть еще другие проекты, не связанные с музыкой, расскажи про них, пересекаются ли они с хип-хоп культурой? Помню у тебя был коворкинг.
– Да, пару лет назад запустили с ребятами сеть хабов Spalah, кайфовый был проект. Мы туда вложили много сил, эмоций, максимально горели от него, онлайн радио rap.ua, кстати, базировался там. В определенный момент взгляды разошлись просто.
Сейчас костяком той команды строим Sneaker Mate – сникер-химчистки, даже чуть больше – пространства для людей которые влюблены в кроссовки. Там можно и почистить сникеры, кастомизировать их, да и просто прийти пообщаться, попить кофе, полистать журналы, посмотреть фильмы про кроссовки. Первую запустили в Харькове и вот вторую строим в Киеве на Подоле.
– А в чем смысл? Не тратить деньги на новую пару Gazelle или Superstar?
– Нет, у нас иное отношение к кроссовкам, как к верным напарникам. С ними может быть связана важная история из жизни. Вот мы начали снимать влог, первым был Макс Заселян (блоггер — путешественник — ред.). В уже легендарных зеленых найках, он объездил со ста долларами в кармане всю Америку. Понятно, что обувь убилась, но от этого стала еще более дорогой. У этой пары обуви есть история.
Потому уважительно относимся к сникерам, к тому, что делаем. Мы – мануфактура. Sneaker Mate – барбер-шоп для любителей кроссовок. Сюда приходят за атмосферой, субкультурой и разговорами.
– Кто у тебя занимается продвижениями всех этих проектов в интернете и социальных сетях, как это делается?
– Да мы ни кого не привлекаем со стороны, все сами. К моменту выхода интервью киевский Sneaker Mate, наверно, будет достроен, радио rap.ua туда перевезем, СМИ же должно быть столичным (смеется). До запрета ВК начали делали стримы, они прям очень зашли, жаль что не успели полноценно все запустить, но ничего, будем экспериментировать.
– Вначале вью ты говорил что про музыкальные амбиции, что с твоим рэпом? Я от тебя несколько лет ничего не видел, не слышал в плане музыки.
Ну так мы же строим только все, зачем нужны очередные фальстарты (смеется). На самом деле, я искренне верю, что в ближайшее время украинский рэп совершит рывок, осталось потерпеть совсем чуть-чуть. Ну и мы пишем понемногу с ребятами, снимаем, думаю скоро что-то покажем и своего.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: