«Фаза» боли: рецензия на альбом «Phase» Джека Гэрретта

Синестезия — особый способ восприятия действительности, при котором вещи и явления наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, звуком.

Странный эпиграф к рецензии на поп-альбом, не правда ли? Ах, если бы все было так просто. Для пояснения стоит вернуться в 2015-й: тогда Джек Гэрретт выпустил мини-альбом под названием «Synesthesiac». Почему так? Он знал девушку, которая видела цвета через цифры. Казалось бы, милая любезность. В итоге, нейрофеномен пронизывает всю дебютную пластинку от начала до конца.

Купить альбом

_k4MrUKDuwI
Джек в 13 лет

Это определенно один из мощнейших смыслов, который можно найти в урагане эклектики и волчьего воя рыжего бородача. Пройдя через неудачный и унизительный опыт с детским «Евровидением» в 13 лет (его песня получила ноль-целых-ноль-десятых, заняв восьмое место из восьми возможных) и наигравшись с акустическим блюзом (смотреть тут), Джек Гэрретт приходит к тому, кем он является сейчас — 24-летним «швецом, жнецом и на дуде игрецом».

С басом наперевес, в окружении синтезатора, сэмплера и электронных барабанов, Гэрретт безбожно сливает в одно ведро несовместимые вещи. Нежные клавиши прекрасно сочетаются с рэйв-мотивами. Кусочки гэриджа отлично скрепляют танцевальный брейкбит. Скрипучий, потрепанный нео-соул отлично соседствует с классическим госпелом. Но самое главное – эта мешанина работает. Она вызывает интерес. Она цепляет. То же самое можно сказать и о его голосе, что имеет впечатляющий диапазон – от рычания до фальцета на грани возможностей.

Но, несмотря на относительно позитивный оттенок аранжировок, «Phase» в плане лирики и общего настроения — пока что один из мрачнейших альбомов 2016-го. И это неплохо, как ни странно.
Пока где-то на вершине «чартового Олимпа» Адель воспевает для «отчаянных домохозяек» ушедшие года, The Weeknd рассказывает про беспорядочный секс и онемевшее от кокса лицо, а Coldplay щедро поливают себя патокой с шоколадом, Гэрретт стоит у его основания, пинает осколки лучших хитов последних лет, рассказывая о том, что сам пережил. Причем такими словами, которые в музыке не так часто встретишь.

Гэрретт целых три года трудился над «Phase» и не заметил, как превратил свой первый альбом в эту самую синестезию. Только через его сложно сконструированные мотивы можно почувствовать не запах или цвет, а боль. Самую настоящую, неприкрытую, звериную боль. Кроме этого: страх, отчаяние, неуверенность, разочарование, самобичевание, невежество, эгоизм, высокомерие, отсутствие взаимности, игнорирование и разбитые на тысячи кусочков отношения.

Он говорит о поиске внутреннего огня в «Fire». О желании никогда не стареть в «Weathered». О самопожертвовании и разрушении себя во имя чего-то в «Worry». О любви всепоглощающей, беспощадной, доминирующей и унижающей в «Chemical». О любви безответной и маленькой настолько, что «может пролезть через трещину в стене» в «The Love You’re Given». О любви, объединяющей сознание, в «Coalesce».

Иногда всплывают банальности вроде «Surprise Yourself». Но Гэрретт полностью отрабатывает этот промах на хитах вроде «Breathe Life», «Worry» и диктофонной балладе «My House Is Your Home», где в фундаменте — стандартные аккорды, а в воздухе – жуткие строчки вроде «если ты не сможешь найти искупить свои ночные кошмары, то мой дом — твой дом». Через дебри прилипчивых припевов, жирных битов и гибкого, подстраивающегося ритма, Джек общается со слушателем откровенно. Его истины можно понять, но трудно принять самому. Правда всегда неудобна.

Но все равно что-то в «Phase» не дает покоя. Слишком тут много своего. Слишком много обращений, взываний к кому-то. Слишком много деталей в этом конструкторе, которые делают этот альбом не универсальным, для всех, а просто запредельно, до неприличия личным. И когда слышишь слова вроде «I hope you know that if I have to go, that I’ll leave you want me too, I hope the sounds you see could help you paint a picture of me and you», то все внезапно оказывается на своих местах.

Сразу становится понятно, от кого и для кого тут синестезия, истертые в пыль чувства, душевные мытарства и приглашения в свой дом. Видимо, девочка, что может видеть цвета через цифры, засела в голове Гэрретта очень прочно. Настолько, что она стала его музой и источником душевно-физических ран одновременно. Возможно, эта «Фаза» посвящена ей. А может и нет.

А если вдруг все предположения в этом тексте окажутся угаданы с точностью до ноты, то тогда Гэрретт смог это все в красиво упакованной форме отпустить. Теперь его путь лежит в сторону светлого будущего. И нет никаких сомнений в том, что в следующий раз Джек сможет удивить не только себя, но и нас.

В плей-лист: «Breathe Life», «Love You’re Given», «Сhemical», «Fire» и трилогия «Synesthesia»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.