1110x80

6 отличных альбомов мая 2017, которые вы могли пропустить

Автор: Артем Рисухин 1 1530

Каждый раз для итоговой подборки альбомов месяца я ищу те релизы, которые могли пройти мимо искушенного читателя LiRoom. Интересные, волнующие и важные. Я приверженец классического формата рецензии, но все чаще он оказывается неудобным для современной аудитории. Ему не хватает динамики, визуального контакта с аудиторией. Поэтому в этом выпуске альбомов месяца, я решил поэкспериментировать.

Нет идеальных песен и альбомов. Даже у тех, которые я советую к ознакомлению, есть слабые и сильные стороны. Руководствуясь этим принципом, для каждого из шести релизов этой подборки я отдельно расписал достоинства и недостатки. Посмотрим, насколько такой формат приживется.

Juana Molina – Halo

Latin pop / Indie folk / Experimental

MI0004234570

В 90-х Хуана Молина была самой популярной комедийной актрисой на аргентинском телевидении. Это не помешало ей бросить карьеру на пике славы и с головой окунуться в создание нестандартного фолк-попа. Начиная с дебютного альбома Rara в 1996 визитная карточка Молины – эксперименты с ритмами и авангардная фолктроника. Неуютная, нешаблонная и невероятно притягательная. Новый же альбом Halo – это венец музыкального творчества Молины.

8/10

Достоинства:

Halo – сложный альбом. Большинство треков на нем не могут найти ритмическую стабильность: внезапно меняют размерность и темп. Пока плотные басы и биты утаптывают синтовое музыкальное полотно из 12 композиций, каждая из них держит слушателя в постоянном напряжении.

Основная мелодическая линия развивается неспешно, иногда – чтобы трансформироваться в совершенно новую. При этом, как всегда нашептывающий голос Молины добавляет состояния транса происходящему на пластинке. От латиноамериканского грува в Paraguaya до техно в Ando, в традициях Autechre. Halo – один из самых необычных, самых интересных альбомов этого года.

Недостатки:

Несмотря на общую эклектику и цельность, на песне Cosoco альбом проседает по ритму. С одной стороны, эта композиция уводит Halo от надвигающейся монотонности, с другой – линейность трека существенно выбивается из общей картины. Эта пятиминутная композиция – самая слабая и невыразительная на Halo.


Polo & Pan – Carvelle

Electro / French Pop / Tropicalia

MI0004239398

Французский электронный дуэт Polo & Pan – детище продюсеров Александра Гриншпана и Поля Арманда-Делиля. После пяти лет успешных коллабораций с другими проектами и музыкантами, в мае этого года Polo & Pan выпустили свой долгожданный дебютный лонгплей Caravella. На всех парусах он идет по волнам электро, французского попа и тропикалии, а на берегах вырисовываются красочные, элегантно прорисованные пейзажи.

7/10

Достоинства:

Polo & Pan сумели создать солнечный, жизнерадостный альбом. В нем даже меланхолия появляется лишь ненадолго – например, в звуках флейты на Coeur Croise. Caravella придерживается одной сюжетной линии от погружения на открывающем треке Abyss и до закрывающей композиции Pays Imaginaire. Zoom Zoom – один из самых запоминающихся треков. Он построен на бразильских темах полувековой истории тропикалии без налета вторичности.

 

Недостатки:

Несмотря на вполне успешно реализованный концепт путешествия от одних мелодических узоров к другим, Polo & Pan не удается удерживать атмосферность на протяжении всей пластинки. Песни во второй части альбома либо уходят в фон, либо веют сыростью. Один из таких треков – Nana, который рождается из вокальных переливов, обрастает ненавязчивым ритмом. А продолжения не находит. Вместо этого, слушателя встречает пульсирующее электро композиции Kirghiz. В результате Caravella периодически проваливает довольно неплохие песни на задний план и теряет внимание слушателя.


The Mountain Goats – Goths

Indie folk / Alternative / Gothic rock

MI0004241675

На новой пластинке Goths ветераны американской инди-фолк сцены The Mountain Goats окунаются в расцвет готик-музыки Западного побережья США 80-90-х годов. Это не просто ретроспектива, а попытка сделать музыкальную летопись эпохи. The Mountain Goats уже не раз брались за концептуальные альбомы. Например, амбициозная The Life Of The World To Come (2009) построена на библейских текстах. Недавний альбом Beat The Champ (2015) – о закулисье профессионального рестлинга.

7,5/10

Достоинства:

Лидер группы Джон Дарньел – потрясающий рассказчик. Тексты его песен сюжетны и именно благодаря им треки The Mountain Goats так увлекают. Раскрытие персонажей, времени и любовь к деталям делает Goths цельным, сильным альбомом. Это иллюстрированная книга историй.

С каждым новым релизом The Mountain Goats расширяют свое звучание. Для Goths художественная задача состояла в воссоздании атмосферы, присущей жанру. Здесь и отсылки к Sisters of Mercy, и к Siouxsie And The Banshees. Но группа не зацикливается на привнесении готичной аутентики, а добавляет и doo-wop на Wear Black, и хор на Rain in Soho, и ньювейв на Unicorn tolerance.

Недостатки:

Одна из основных проблем альбома – в его фокусировке. The Mountain Goats никогда не стремились в мейнстрим. Они горячо любимы целым пластом фанатов. Другое дело, что, пускаясь в культурологические исследования, рассказы о забытых готик-группах и португальском готик-метале, Дарньел еще больше ограничивает и сужает аудиторию. Это музыкальная экспедиция, итоги которой будут понятны далеко не всем.

Goths уводит The Mountain Goats от того, за что эту группу любили в первую очередь: от искренности и легкой кустарности материала. Все это утоплено под синтами и напыщенными аранжировками. С одной стороны, это развитие для группы, с другой – она определенно теряет на пути этого развития свою основу.


Jesu / Sun Kil Moon – 30 Seconds to the Decline of Planet Earth

Indie folk / Electronic

MI0004234499

Последние несколько лет американский сингер/сонграйтер Марк Козелек выпускает альбомы с растущей регулярностью. Только за последние полгода у него вышли две пластинки. Обе в рамках его проекта Sun Kil Moon. Первый альбом увидел в свет феврале (рецензию на нее можно прочитать в статье).

Теперь же, настало время 30 Seconds to the Decline of Planet Earth – новой коллаборации Sun Kil Moon и британского проекта Jesu (Джастин Бродерик). Вместо тяжелых риффов и шугейза предыдущей совместной работы музыкантов (Jesu/Sun Kil Moon), новый альбом пропитан электроникой.

6,5/10

Достоинства:

Уход от шума к более рафинированному звучанию и простоте аранжировок позволил Марку и Джастину гораздо правильнее сместить акцент в песнях на вокал и тексты – это основа Sun Kil Moon. При этом ничуть не потерялась атмосферность, которая царила на предыдущем альбоме Jesu/Sun Kil Moon.

Как и Джон Дарньел из The Mountain Goats, Козелек – талантливый бард. В автобиографических песнях, благодаря живописным историям и фактурам, Марку удается создавать плотное, насыщенное повествование, лавировать между диалогами и фрагментами. В пример можно привести монументальную The Greatest Conversation Ever in the History of the Universe или трогательную акустическая A Dream of Winter.

Недостатки:

С первых треков становится очевидно, что Козелек окончательно стирает различие между своими сольными проектами и коллаборациями. Основной груз альбома – автобиографичность, которая при всей ее художественности постепенно превращается в богоподобные душеизлияния.

В отличие от альманаха культурного пласта у The Mountain Goats, воспоминания Козелека утомляют. 17-минутный трек Wheat Bread – убийца альбома. Равно как и He’s Bad, где Козелек расходится не на шутку, «танцуя на костях» Майкла Джексона, обвиняя того в педофилии. Творческий полет Марка Козелека начинает нисходящее движение по спирали.


Café Tacuba – Jei Beibi

Latin Alternative / Rock en español

MI0004238604

В конце 80-х, в странах Латинской Америки зародилось движение rock en español, в котором рок и региональный фолк образовали взрывную музыкальную смесь. Самыми яркими, необычными представителями этого культурного явления вот уже почти 25 лет остаются мексиканцы Café Tacuba. Ансамбль очень часто называют едва ли не главной испаноязычной рок-группой Мексики.

Jei Beibi – восьмой лонгплей Café Tacuba. Продюсером альбома, как и всех предыдущих, выступил известный аргентинский музыкант и композитор Густаво Сантаолалья.

8,5/10

Достоинства:

Когда Густаво говорит в одном из интервью, что Jei Beibi – «лучший альбом группы», он лишь слегка преувеличивает. Эта пластинка, наряду с Re (1994) и Cuatro Caminos (2003) – определяющая для всего творчества Café Tacuba. Неутомимые экспериментаторы, они пробегаются по огромному количеству стилей: от тропических ритмов, до бабблгам-поп 60-х, поста-панка и электроники.

Jei Beibi – разноплановая работа. И дело не только в миксе жанров, сколько в смене настроений. Альбом прыгает из заводных и беспечных ритмов в более мрачные темы одиночества и саморазрушения (Futuro). Даже в диско-роке трека 1-2-3, вокалист Рубен Албарран делает отсылки к проблемам наркоторговли в Мексике. Одна из лучших композиций релиза Disolviéndonos строится вокруг неизбежного конца всего, что нас окружает. Здесь есть и сильные баллады как Que No, и El Mundo en Que Nací, над которой витает призрак Тома Йорка. Психоделичное танго Enamorada – жемчужина альбома.

Недостатки:

Стилистическое буйство всегда было неотъемлемой частью Café Tacuba. Из кричащего, панкового настроения альбомов в 90-х, группа ушла в арт-рок 00-х. Но Jei Beibi, будучи, безусловно, сильной работой, черпает вдохновение попеременно из разных периодов творчества Café Tacuba. Короткие, не успевающие раскрыться Automatico и Resolana de Luna разрушают целостность альбома.

В итоге после прослушивания пластинки, возникает ощущение, что на Jei Beibi Café Tacuba никак не могут определиться: играть ли им дальше, остановиться, или вернуться.


Tricot – 3

Math-rock / J-Rock

a2393756968-10_orig

Женское мат-рок трио Tricot существует с 2010 года и выпустило два полноформатных релиза. За пределами Японии группа стала известна лишь последние пару лет после туров по Азии, Европе и США. В мае этого года британский инди-лейбл Big Scary Monsters Records выпустил третий альбом Tricot – 3.

Музыкальная палитра ансамбля щедро укрыта красками мат-рока, джаза, прогрессива и, на последнем альбоме, даже диско. Непредсказуемая смена структур и размерностей, любовь к стаккато и харизматичный женский вокал – квинтэссенция стиля Tricot. На 3 группа находит не только баланс своего звучания, но и новые, необычные формы.

8/10

Достоинства:

Первые два альбома проседали либо по динамике, либо по стилистическому разнообразию. 3 стал недостающим звеном в дискографии Tricot. На нем в одной связке идут бьющая через край энергия и эклектичная музыка, четко выкроенная по безумным лекалам. От первых минут неистовой Tokyo Vampire Hote к Jpop грувам Yosoiki. Потрясающий инструментал Sukima вращается в джазовых паттернах. В этом плане группа песня перекликается с Munaswagi.

На Wabi-sabi становится отчетливо слышно как сильно пластинка держится на динамичном вокале Иккю Накадзима (Ikkyu Nakajima) и бэках. Будь то ураганный трек 18,19 или более расслабленный и мелодичный Echo. В то же время, именно такие композиции, как 18,19 и DeDeDe демонстрируют и потрясающую работу барабанщицы.

Недостатки:

Так или иначе, но Tricot не изобретают на 3 ничего нового. Возникает множество параллелей с Battles, Don Caballero и даже к And So I Watch You from Afar (на Namu). Помимо музыкальной виртуозности, настоящая уникальность Tricot, прежде всего в том, что это японская группа с особенной харизмой и языком. Этот элемент ключевой для всей формулы альбома. И например, на песне Namu, с надоедливыми и несколько бессмысленными рефренами он играет против Tricot.

Ничуть не умаляя вокальных способностей Накадзимы, на ряде треков ее голос слишком фокусируется на динамике, и проигрывает в эмоциональной подаче. Даже размытые бэки Мотоко Кида порой окрашивают вокальные партии ярче.