Вперед и вверх. Отчет с концерта Fontaliza в Зеленом Театре 26.07.2014

Так случилось, что мы следим за творчеством Fontaliza достаточно давно. И каждый раз мы находим, о чем написать вновь. Каждый раз горловчане делают что-то, что заставляет поверить: это, пожалуй, одна из самых перспективных групп на украинской сцене.

Сольный концерт в Зеленом Театре подразумевает под собой определенный уровень и наличие аудитории. Вряд ли бы группа решилась на такой шаг, если бы не выступление на разогреве у Океан Ельзи (о нем мы писали в материале «Как разогреть Океан. Путь Fontaliza на НСК «Олимпийский»). Но теперь выбора не осталось – Fontaliza может только двигаться вперед и вверх, иначе падать будет очень больно.

Проблема множества групп, как ни странно, в отсутствии фантазии. Когда в твоем распоряжении 3 часа на сцене, с возможностью сделать все, что душе угодно, большинство музыкантов берут… и играют то же, что и обычно. Зачем выдавать стандартную программу, если у тебя нет ограничений ни по времени, ни по инструментам? Зачем демонстрировать то же самое, что ты уже играл десятки раз для этой же (преимущественно) публики? Вопрос риторический, но актуальный.

Fontaliza, очевидно, задались этим вопросом и поэтому к сольнику подошли со всем доступным им размахом.

Не давал заскучать перед концертом Леша Подчашинский – главред Open.ua, который радовал отменным музыкальным вкусом. (Плейлист можно послушать тут). Еще одна неожиданность – был разогрев. Выбрали группу And Action! (мы уже писали о ней в рамках New Generation).

And Action! все еще выглядят как типичная американская группа из колледжа (что, на самом деле, не так уж плохо), но энергии и задора у них хоть отбавляй. Группа явно училась на опыте AC/DC и Red Hot Chili Peppers – что проявляется во всем: от простых, но качающих инструменталок, до подчеркнуто суперэнгергичного поведения солиста на сцене. Конечно, чувствуется, что уровень еще не тот. Но And Action! набирают стремительными темпами, и на сцене «Зеленки» они смотрелись даже более органично, чем в тесном «44». По крайней мере, зал был более чем доволен. Согласитесь, раскачать толпу со второй песни группе, которую никто не знает —  отличный результат.

Fontaliza шоу не задержали и вышли ровно через 15 мин. Начали так же, как и на «Олимпийском»: Unsung Hero, затем Spineless And Sublime. Первая часть концерта мало отличалась от большинства выступлений – уверенная подача, проверенные публикой песни, продуманная раскачка аудитории. Посреди зала даже образовался небольшой мошпит.

Самое интересное началось посередине. Преодолевая неполадки с аппаратурой, Fontaliza подошли к Anarchy is on my mind. И тут сказался опыт просматривания и изучения лучших примеров концертов мировых групп. Перекличка Паши (Павел Холошев — солист Fontaliza — прим.) с залом, затем басовое соло, гимн Украины вместе со стройным хором поклонников, а затем невиданная для украинских групп по дерзости и задору вещь – 10-минутное барабанное соло. Последний раз такое доводилось видеть на концерте RHCP в Киеве.

Пока Артем (барабанщик) остался на сцене один, готовился основной сюрприз концерта – дует Inception в составе скрипача и виолончелиста. Вот тут-то проявились минусы. То, что отличает большую группу от среднячковой – это идеально сложенная картинка. Зритель никогда не должен знать, если что-то пошло не так.  Все номера программы должны быть идеально собраны и продуманы, чтобы не возникало заминок. И в этом наибольшая слабость Fontaliza. То гитара не подключится, то мониторы начнут заводиться, то порвутся струны. Понятно, что все это стандартные технические неполадки. Но для группы, которая уже сейчас претендует на всеукраинский уровень – наличие оных на концерте должно быть максимально исключено.

Вместе с симфоническим дуэтом Паша и Игнат сыграли три песни, среди которых русскоязычный кавер на “Dancing Queen” ABBA, а также «симфоническая» версия Не Устану. «Охренеть, они сыгранные» — крикнул мне между песнями товарищ, с которым я пришел на концерт, и который видел горловчан впервые.

И действительно. Сыгранность стала основой Fontaliza. Самое нестабильное и яркое звено – Паша: никогда не знаешь, что именно он может сделать в следующую минуту. И сила его в том, что Игнат и Артем всегда будут знать, когда подыграть и включиться, когда перетянуть внимание на себя, когда подтащить толпу, а когда – отпустить. В то же время, если отключится бас-гитара или сломается ударные – концерт продолжится все равно. Я не знаю, что может остановить Fontaliza на сцене. Даже если выключат свет в зале, они возьмут акустику в руки и будут играть.

В третьей части концерта зал уже бесновался. Был даже один крайне неудачный дайвинг от одного из фанатов. Паша расслабился, забил на проблемы с аппаратом на сцене и в промежутках рассказывал истории из жизни группы.

На бис вышли в футболках ФК Карпаты, Динамо и Шахтер. Fontaliza всеми способами поддерживают идею единения Украины. Делают это давно и последовательно. То, что происходит у них дома сейчас – это страх и ужас, и об этом Паша не раз упомянул со сцены.

Левиафан явно должен был стать финальной песней концерта. Но не тут-то было. Энергии зала явно хватало еще ровно на один трек. И Fontaliza вывалили  кавер на “I Wanna Be Your Dog” The Stooges. Со всеми аутро, соляками и переходами. На высочайшем уровне.

Fontaliza растет. Их точно нельзя обвинить, что им просто повезло. Концерт в «Зеленке» доказал, что каждое свое выступление они видят по-своему и не подходят к нему с присущим многим группам пофигизмом. Сейчас они звучат настолько круто, что явно могут дать фору многим группам, которые традиционно считаются «элитой» украинской рок-сцены.

После концерта  фанатки чуть не растащили Пашу на сувениры. Довольны остались все: и девочки 14-16 лет, и суровые мужики, бухающие за столиками, и прогрессивная молодежь, толкавшаяся в слеме, и случайные зрители, которых окатило энергетикой восходящих рок-звезд.

Алексей Бондаренко

Фото: Егвения Люлько