Каким был Zaxidfest 2016 – взгляд новичка фестиваля

Автор: Леша Бондаренко 2 7807

1110x80

Так сложилось, что Zaxidfest 2016 стал для меня первым “Захидом”, что практически непростительно для завсегдатая украинских музыкальных тусовок. Поэтому базой для сравнения для меня служили эталонный венгерский Sziget и луцкий “Бандерштат”, на которых я побывал в преддверии Zaxidfest.

Дальше – мои впечатления от, пожалуй, главного фестиваля западной Украины. Субъективно и без попытки охватить всех артистов.

14046000_1079668848736851_3378045306049257532_n
Фото: Zaxidfest

Добираемся на фестиваль

Мероприятие проходит в живописной “Чарівній Долині” в селе Родатычи, что в 40 км от Львова. Добраться на Zaxidfest можно несколькими путями: электричкой, фестивальным автобусом, на такси, на blablacar, автостопом или же словив одного из многих ушлых таксистов, которые активизируются на время феста.

Мы приехали уже ко второму дню и остановились во Львове. По приезду на вокзал без особых проблем отыскался фестивальный автобус. Проезд в одну сторону обходился в 50 грн с человека. Но есть одно “но” – фестивальные автобусы ходили только до 16. В вопросе возвращения фестиваля (если не оставаться там до уж совсем глубокой ночи) проблем не возникало.

Когда на следующий день мы опоздали на последний автобус на Zaxidfest, мы, без особого труда, за 20 мин словили бус, который как раз выгружал посетителей фестиваля на вокзале и отправлялся обратно. За те же 50 грн. (Субъективная ремарка: если кажется, что 50 грн – это дорого, просто упомяну, что один проезд в метро в Будапеште стоит около 30 грн)

14040125_1080692788634457_6154077869218265090_n
Чарівна Долина. Фото: Zaxidfest

Zaxidfest и музыка

С точки зрения лайнапа, в этом году Zaxidfest можно назвать одним из самых мощных украинских фестивалей. Главное – фестиваль сложно подогнать под какой-либо формат. С одной стороны, тяжелая музыка все-таки превалирует, но такие хедлайнеры как Balthazar и Crystal Castles демонстрируют, что “Захид” пошел намного дальше в плане разнообразия музыки.

В этом году на фестивале работали три сцены: инди, рок/ночная, а также главная сцена.

На инди-сцене фестиваль в этот раз собрал целую плеяду модных и в разной степени популярных украинских групп: от новичков The Elephants до Vivienne Mort и Pianoбой. Там же должны были играть и Balthazar, но организаторы приняли мудрое решение и перенесли бельгийцев на значительно большую по размерам рок-сцену.

5 Vymir на инди-сцене фестиваля
5 Vymir на инди-сцене фестиваля. Фото: 5 Vymir

Рок-сцена пестрила как именами для давних фанатов украинского рока (вроде АННА или Карна), так и относитель свежей кровью (вроде Morphine Suffering). Там хедлайнерские сеты отыграли We Butter Bread With Butter (мы не застали, к сожалению) и Devildriver, о которых сплошь и рядом можно встретить восторженные отзывы.

На главной сцене наблюдался наибольший жанровый разброс и именно это придавало Zaxidfest схожесть с крупными европейскими фестивалями. Там играли Enter Shikari, IAMX, ONUKA, Noize MC, Crystal Castles и т.д. Мощный набор не самых тривиальных исполнителей, собранных в одном месте.

Enter Shikari на главной сцене
Enter Shikari на главной сцене. Фото: Александра Банина

Особый интерес, конечно, представляло выступление Noize MC, который после прошлого появления на Zaxidfest заимел себе уйму проблем в России и почти стал “невыездным”. Noize MC явно очень соскучился за фестивалем и питает к нему теплейшие чувства. “Я желаю побед своей стране, но не хочу, чтобы они были связаны с военной техникой!” – говорил Иван Алексеев перед исполнением Yes Future. Noize MC отыграл даже дольше обещанного, и все равно посетовал на слишком короткий сет. Выступив и на Atlas Weekend, и на Zaxidfest группа Алексеева, похоже, собирается опять закрепиться на украинском рынке.

Noize MC на главной сцене Zaxidfest
Noize MC на главной сцене Zaxidfest. Фото: Zaxidfest

Balthazar, на которых мы были в Киеве, сыграли на Zaxidfest совершенно нетипичный для себя сет. Бельгийцы были удивительно расслабленны, переформатировали плейлист, много шутили, вытащили гигантский надувной член на сцену и праздновали день рождения барабанщика. Барабанщик в качестве празднования дважды прыгнул в толпу. Это был тот концерт, который вряд ли когда-то повторится. Традиционно сдержанные и изысканные Balthazar показали свой задор и непосредственность, а увидеть это повезло нескольким сотням фанатов на западе Украине. Хотя бы ради этого стоило ехать на Zaxidfest, если вы любите инди-музыку.

balthazar_5539
Balthazar на рок-сцене. Фото: Александра Банина

Сет Crystal Castles обвалился на посетителей “Захида” как горная лавина. Стена звука и света, зашкаливающая энергетика и весьма странная музыка. Отзывы варьируются от “это было лучшее шоу в моей жизни” до “что это вообще было?”. И те, и другие вполне соответствуют духу канадских электронщиков. А сам факт их выступления в качестве хедлайнеров еще раз подтверждает, что Zaxidfest работает по европейским принципам, когда на главной сцене могут сочетаться хардкор и электроника.

В остальном, музыкальная программа этого года вполне соответствовала ожиданиям. Zaxidfest пока не может себе позволить хедлайнеров уровня А, но в рамках тех бюджетов, которыми он располагает, лайнап получился более чем достойный.

Важно также отметить, что, похоже, этот Zaxidfest стал местом последних концертов сразу двух именитых команд: Брем Стокер и Оркестр Че. Историческое событие.

И еще – украинские фестивали могут славиться тем, что на них есть возможность чрезвычайно просто пообщаться с артистами. Zaxidfest организовывал отдельные автограф-сессии, а почти каждого артиста можно было словить пообниматься и взять автограф неподалеку от сцены в конце каждого выступления. На том же Sziget такое представить себе довольно сложно.

Pianoбой играет для поклонников после концерта
Pianoбой играет для поклонников после концерта. Фото: Надя Белик

Организация

Судя по комментариям в сети, по сравнению с предыдущими фестивалями Zaxidfest 2016 сделал большой шаг вперед с точки зрения организации. На самом деле, на территории фестиваля, в целом, есть все необходимое – чистые туалеты, души, еда, очень дешевое пиво по 15 грн, другой дешевый алкоголь, места, чтобы посидеть и даже пруд, в котором можно купаться. Все необходимое, но без излишеств. Если на сценах играют группы, которые вас не очень интересуют, из развлечений остаются разве что алкоголь и еда.

Что касается двух проблем, о которых мы говорили при описании киевских фестивалей – количество посетителей и соблюдения тайминга – с этим на Zaxidfest все было практически идеально. Группы иногда выходили даже чуть раньше заявленного, а единственная задержка в выступлении IAMX была связана с тем, что Noize MC отыграл очень длинный сет. Людей тоже было более чем достаточно и они довольно органично распределялись между сценами.

Zebrahead на главной сцене. Фото: Александра Банина
Zebrahead на главной сцене. Фото: Александра Банина

Принципиальный минус, с которым довелось столкнуться – это система охраны. Охранные кордоны стоят в двух местах – при входе на фестиваль и при входе на территорию сцен. Таким образом, если ты хочешь перебежать с инди сцены на главную, ты упираешься в столпотворение людей, которые проходят через второй кордон охраны и толкаешься там до 20 минут. Эффективность этого решения вызывает большие вопросы, потому что досмотр на обоих кордонах проводился более чем посредственный.

Еще один организационный минус, который бросился в глаза, – довольно бедные фудкорты. Их было вполне достаточно, чтобы перекусить, но, избалованные разнообразием на киевских фестивалях и на “Бандерштате”, хотелось больше вариантов в выборе пищи.

Насчет палаточных городков сказать нам особо нечего, поскольку мы там не жили. На глаз условия там довольно жесткие, но если не ожидать ничего сверхестественного, прожить там три дня можно без особых проблем.

В общем

На Zaxidfest однозначно имеет смысл ездить. У него своя аудитория, которая заметно отличается, например, от Hedonism. У него своя специфика и своя история. У него отличный мерч и стиль. Конечно же, к нему есть ряд вопросов по организации. Но глобально, это фестиваль на который хочется ехать ради музыки и настоящей фестивальной атмосферы. А тем более учитывая небольшую цену за вход и очень демократичные расценки на самом фестивале.

Фото обложки: Александра Банина