1110x80

История Warp Records в 10 релизах

Автор: Саша Вареница 6280

В мире не так много лейблов, оказавших столь значительное влияние на историю современной музыки. Warp Records был основан в крупном британском городе Шеффилд в 1989 году меломаном-энтузиастом Стивом Бекеттом, его приятелем Робом Митчеллом и саунд-продюсером Робертом Гордоном. История зарождения лейбла подробно описана в книге «How Soon Is Now? The Madmen and Mavericks Who Made Independent Music 1975-2005» публициста Ричарда Кинга. Он называет Warp Records самым креативным лейблом в истории британской музыки и не перестает удивляться тому, как удивительно точно команда лейбла чувствовала «дух времени», предвосхищая рождение целых новых музыкальных стилей.

Другой заметный «историк лейбла» и безумный его фанат – Дэвид Стаббс из журнала The Wire называет Warp самым смелым лейблом из всех ему известных: «Одно дело просто выпускать пластинки с экспериментальной электроникой. И совсем другое – построить целую империю вокруг экспериментальной электроники. Сделать лейбл с передовой, иногда откровенно безумной музыкой коммерчески успешным, влиятельным, известным во всем мире – это за гранью моего понимания».

Схожего мнения и Брайан Ино – человек, придумавший эмбиент, а заодно один из «крестных отцов» всей британской электроники. Когда, после долгой творческой паузы он решился вернуться к музыке, «домом» для своего нового альбома Брайан выбрал именно Warp Records: «Такое в мире искусства практически невозможно. Warp – это одновременно эффективный бренд и эстетический идеал».

anna-jaskiewicz

8 и 9 декабря в рамках профессионального форума The Selector Pro в Киеве выступит Анна Яцкевич – важный участник нынешней команды Warp Records, специалист по части поиска новых артистов и релизов. Анна расскажет историю британского лейбла. А мы попробуем подготовить вас к встрече с ней с помощью краткого экскурса в историю. Среди сотен релизов Warp Records мы выбрали 10 самых значимых, менявших в разное время не только историю лейбла, но и всей британской электронной музыки.


Посмотреть программу Selector PRO, который пройдет 8-9 декабря, можно по ссылке.


Sweet Exorcist – Clonks Coming

Важно понимать, что такой лейбл, как Warp Records мог появиться только в Шеффилде. Промышленный центр Британии. Город, где сосредоточена большая часть металлургических предприятий и сталелитейных заводов. Жесткий, суровый, динамичный. Люди, которые привыкли много и тяжело работать, минимум туристов. В то время как в Лондоне и Манчестере думали над своей, британской (а не американской) формулой «эйсид-хауса» – идеальной музыки для рейвов, электронная сцена Шеффилда двигалась в совершенно другом направлении. Местные артисты, все как один, находились под влиянием научной фантастики, романов Берроуза и футуризма. Группы вроде Cabaret Voltaire, The Human League, DVA Clocks больше тяготели к немецкой музыке – краут-року, индастриалу, Kraftwerk, в конце концов. Они тоже вдохновлялись новой музыкой из Детройта и Чикаго (техно и хаус, соответственно), но препарировали клубный саунд по-своему. Это была холодная, отстраненная «музыка машин». Звук, вокруг которого и собралась компания идеологов Warp. Первым релизом лейбла стал сингл от Ричарда Кирка из Cabaret Voltaire под одним из его бесчисленных псевдонимов. В этом был некий символизм. Cabaret Voltaire существовали с 1972 года и были одной из первых электронных групп в Европе. Сольный релизом на Warp Кирк словно передал эстафету новому поколению артистов, чье время вот-вот наступит.

LFO – Frequencies (1991)

А дальше был альбом Frequencies от полуанонимного проекта LFO, за которым скрывались Марк Белл и Гез Варли. Пластинка, на которой фирменный звук «раннего Warp» выкристаллизовался и стал хорошо узнаваем. Критики заговорили о британском минимал-техно и особом почерке местных артистов, которые сильно отличались от продюсеров из Германии или Америки. LFO были родом из Лидса. Свой первый (и лучший) альбом они писали по наитию, не понимая, насколько важной станет их пластинка для будущего целого стиля. Ощущение полной фрустрации, одиночества, тема беззащитного человека в открытом космосе – в их музыке воплотилось вся модная научно-фантастическая литература того времени. Прошло 26 лет, но и сейчас можно сказать – в каждом хорошем техно-треке есть частичка LFO.

Autechre – Incunabula (1993)

В 90х события развивались очень быстро. Дерево родословной стилей электронной музыки пышным цветом разрасталось ввысь и вширь. Что ни год – десяток новых стилей. В том водовороте многие интересные артисты просто не успевали реагировать на запросы времени, безнадежно устаревая через полгода после появления. Warp отчетливо понимали, куда все движется. В 1993 году вся Британия сходила с ума от эйсид-хауса, рейвов и экстази. Музыка, которая еще вчера казалась откровением, теперь выпускалась в промышленных масштабах. Warp сделал шаг на опережение. Там, где у всех dance music, у них в приоритете – Intelligent Dance Music или IDM. На волну нового тренда Warp взобрались вместе с пионерами стиля – полит-ориентированным проектом из Манчестера Autechre, который был известен своими арт-манифестами и никогда не хотел становиться частью мощной тусовки манчестерского клуба Hacienda, основанного музыкантами группы New Order. Альбом Incunabula обозначил новый вектор развития Warp. На ближайшие несколько лет Warp «покинул танцполы». И сделал это не зря…

Aphex Twin – Richard D James (1996)

Артисты вроде Autechre, Two Lone Swordsmen, Plaid были предвестниками для появления главной звезды стиля – сумасшедшего гения IDM Ричарда Ди Джеймса, известного миру как Aphex Twin. После своего успешного двойного альбома Selected Ambient Works (1992), Aphex Twin взял небольшую паузу, чтобы найти новый вектор звучания. В 1996 году он вернулся с новым альбомом – высокотехнологичной записью на пределе человеческих возможностей. Сложные ритмические рисунки, вплетенные в них абстрактные мелодии, ювелирная работа со звуком. Для его звучания придумали новый термин drill’n’bass. Aphex Twin стал настоящей сенсацией. А в 2001 году с выходом альбома Druqks – одним из важнейших электронных артистов современности, живой легендой в обширной компании артистов Warp.

Boards of Canada – Music Has the Right To Children (1998)

Ближе к концу 90х, когда рейв-истерия, наконец, стихла, а со страниц журнала Mixmag заговорили о закате эпохи танцев и безумных вечеринок, Warp снова лучше других уловили текущий момент. Они предложили миру электронную музыку совершенно иного типа. Музыку, которая словно была создана для того, чтобы целое поколение вместе с ней плавно вышло из затяжного трипа – плавную, размеренную, психоделическую, с далеким эхо эйфорического катарсиса. Так звучал альбом Music Has the Right To Children шотландского дуэта Boards of Canada – не эмбиент (в шутку их саунд называли illbient), а какой-то странный, но дико симпатичный микс из размытых синтезаторных ландшафтов и музыки из детских образовательных телепередач.

Jimi Tenor – Organism (1999)

На изломе десятилетий тренды стремительно менялись. Электронная музыка (всех жанров вообще) сдавала позиции перед гитарной, нео-психоделикой, грядущим рок-ривайвлом. Многие культовые электронные лейблы из 90х закрывались, теряли свою аудиторию. Тяжелые времена наступили даже для таких гигантов, как Ninja Tune. Стив Бекетт из Warp понимал это и в самый ответственный момент решился на значительное расширение жанрового диапазона лейбла. «Первой ласточкой» стал альбом Organism норвежского музыканта Джими Тенора, фактически в одиночку придумавшего жанр авант-фанк. С этого (не самого успешного), но поворотного релиза началась новая глава в истории Warp. Не будь в 1999 году встречи с Тенором, годами позже пути Warp вряд ли пересеклись бы с тем же Flying Lotus – артистом, который был одним из локомотивов лейбла уже в конце нулевых.

Squarepusher – Go Plastic (2001)

Самый эффектный выход одного из старожилов лейбла, начинавшего свой путь с Warp еще с середины 90х. Том Дженкинсон долгое время находился в тени Aphex Twin, работая в схожем звучании – все тот же drill’n’bass. Пока не нашел собственный почерк – зубодробительный коктейль из электроники с ломаным ритмом, фри-джазовых соло и электроакустической музыки. С выходом Go Plastic его стали называть «Майлзом Дэвисом цифровой эпохи». Squarepusher довел до абсолюта фирменный саунд Warp. После него за такие трудоемкие, технически сложные «фокусы» не брался больше никто.

Jamie Lidell – Multiply (2005)

В середине нулевых Warp нашел артиста, который смог стать его «человеческим лицом». Соул-исполнитель Джейми Лиддел придумал нечто особенное: с помощью микрофона, бесконечных обработок вокальных партий и электронных битов он вывел традиционную американскую музыку 70х из глубокого прошлого в далекое будущее. Это был digital soul – рваный, хаотичный звук, сквозь который слушатель пробирался к красивым гармониям и мелодическим решениям талантливого вокалиста Лиделла. Десять лет спустя его идеи легли в основу сотен новых релизов. Мало кто знает, что все началось именно с альбома Multiply.

!!! – Myth Takes (2007)

В нулевых Warp Records нашел и представил миру целый ряд интересных инди-артистов. Maximo Park, Grizzly Bear, Gang Gang Dance и прочих. Влияние лейбла распространилось далеко за пределы Туманного Альбиона. Из этой плеяды артистов самыми яркими, зажигательными и коммерчески успешными были !!! – дэнс-панк бригада, совместившая в своем звучании фанк, пост-панк, диско и гаражный рок. Серф-гитары и бешеная энергия. В дискографии !!! (произносится как Chk Chk Chk) множество ярких треков, но именно с Myth Takes мир впервые узнал об этих «горячих парнях из Сакраменто».

Clark – Death Peak (2017)

Светлое будущее и настоящее Warp Records – артисты новой генерации, переосмысляющие электронную музыку 80х и 90х. Лоренцо Сенни, Джими Эдгар, Bibio и, конечно же, Clark – синт-вейв музыкант, которого критики не боятся называть громким словом «гений». В 2017 году он представил свой самый значимый альбом Death Peak. В грядущих итогах года эта пластинка будет упомянута не единожды.