Имя Ростислава Русакова связано сразу с несколькими киевскими концертными площадками, ставшими в какой-то мере культовыми. Русаков был одним из тех, кто входил в синдикат ANGAR, который организовывал концерты в “Малой Опере” и привозил целый ряд зарубежных артистов. После развала ANGAR, он стал создателем Южного Берега Киева (ЮБК) на Трухановом острове. Помимо нового концертного сезона на ЮБК, впереди у Русакова первый полномасштабный фестиваль – Hedonism, хедлайнерами которого заявлены Hot Chip, Marcus Marr, Lake People и Is Tropical.
За пару недель до открытия ЮБК образца 2016 года мы встретились с Ростиславом, продегустировали наливки, которые будут продаваться на площадке, и поговорили о его биографии, будущем фестивале, агентстве UGAR, выходцах из ANGAR и перспективах украинского концертного рынка.
– Как ты начал заниматься организацией мероприятий?
– Осознанно я начал слушать музыку лет с 12. Но почему-то получил два юридических образования и поступил в аспирантуру на конституционное право. Почти написал диссертацию, но в какой-то момент осознал, что не получаю от этого удовольствия и нужно что-то радикально менять. Параллельно, учился играть на гитаре. После игры в культовой в супер-узких кругах группы Fast Food попал в «Блюденс». Как их бас-гитарист отыграл несколько концертов и даже съездили в мини-тур.
В 2006 году я попал на свой первый фестиваль – Heineken Opener в Гдыне. Мне было 21 и это был взрыв эмоций, который перевернул сознание. После этого я поехал по волонтерской программе в Берлин, где жил и работал в буддистском монастыре. На третью неделю меня хотели выгнать за то, что я спаивал других волонтеров, и ездил с ними по ночным клубам Кройцберга и Фридрихсхайна. В итоге меня таки выгнали, я вернулся в Киев, взял бессрочный академ-отпуск, перешел через дорогу на ул.Трехсвятительской, и устроился на работу в свое первое ивент-агентство «Старгет».
Год я проработал там, потом года три работал в еще нескольких агентствах. Параллельно очень много путешествовал. У меня почти не было денег, но при этом удавалось по 5-6 месяцев в году находится в пути.
В результате под «Евро-2012» я решил создать первую в Киеве сеть велопрокатов GreenGoBike. Я до сих пор горжусь этим проектом, но из-за объективных причин (климат, ландшафт, неадекватные водители и тд), велопрокат пришлось продать.
Вместе с окончанием истории с GreenGoBike, я начал заниматься «Малой Оперой» вместе с Сережей Куликом. На тот момент там уже были две независимые организации: LOFT и Мын. LOFT занимался Сережа Малецкий и Ян Лебедь, а МЫНом – Марк Петренко, Игорь Пынзар и Олег Звонарев. Мы с Сережей предложили ребятам сделать крутейший Новый Год в истории города: огромный рейв на 1300 человек с мощным лайнапом. Делали буквально своими руками, немного по-аматорски и скорее для себя и своих друзей. А в итоге на вечеринку пришел весь Киев и нам даже удалось выйти в хороший плюс.
После этого мы решили создать пространство ANGAR. Весь 2013 год мы делали мероприятия и возили культовых артистов. Среди них Trust, XXYYXX, Slow Magic, Mujuice, Motorama, On-The-Go, Tesla Boy, Dakh Daughters, Dakhabrakha, Telepopmusic, UNKLE и много других. Потом начался Майдан и всем стало как-то не до развлекательных ивентов.
В 2014 году летом, поскольку все равно толком ничего не происходило, я с частью коллектива создали ANGAR Beach, неплохо его раскрутили и успешно закрыли сезон.
Последним концертом под брендом ANGAR, стал привоз Darkside, который по сути сделали мы вдвоем с Владом Малиновским за 8 дней. Причем, это было через неделю после Илловайска, когда Путин заявил, что он за две недели дойдет до Киева. Мы думали, Джаар все отменит, и я уверен, что менеджмент их до последнего отговаривал. Но ребята прилетели и Нико такой говорит в машине с украинским флагом в руках: «Я слышал, что Путин сказал, что через две недели будет в Киеве. Мы тут посчитали – у нас есть аж 7 дней в запасе».
ANGAR начал постепенно разваливаться на определенные формации. Но каждый, кто оттуда вышел, в итоге добился своих вершин. Паша с Яном открыли Можжевельник, Кулик открыл Mezzanine, Сережа основал H2D, Марк с Игорем сделали агентство, которое занимается классической музыкой Marco Concert, Олег запустил удивительный бренд полного ресайклинга одежды Remade.
После Нового Года 2014-2015 я ушел в автономное плавание. Занимался мероприятиями на разных локациях, продолжая много путешествовать. К началу летнего сезона на том же месте что и ANGAR Beach с новыми партнерами мы создали Южный Берег Киева (ЮБК). Там никто ничего не отжимал, как в это кто-то до сих пор верит. После первого сезона там оставался голый фундамент и пустынный пляж, которые мы и взяли в аренду, законно оформив документы.
Каждый год на зиму площадка разбирается и к лету строится заново. В этом году ЮБК стал больше, комфортнее, и универсальнее. Появились нормальные туалеты, дорожки, свет, шезлонги, полноценная кухня, завезено 70 тонн чистого песка и т.д.
Но у нас нет цели просто построить площадку и грести с нее бабло. Мы хотим развиваться, у нас повышается уровень. Мы не уходим в гламур, но хотим, чтобы нашим гостям было комфортно. И чтобы публика, которая мешает комфорту, не попадала на ЮБК.
– Ты имеешь в виду ваш фейс-контроль?
– Да. В пиковые дни прошлого года к нам приходило по 3 тыс. человек за ночь. И еще 300-400 разворачивались на фейс-контроле. Это огромное число. По сути фестиваль каждые выходные. Но в этом году будет еще жестче. На некоторые мероприятия мы будем делать платный вход. Особенно на концерты зарубежных артистов. Но я думаю, что люди должны понимать, что просто так концерт большого исполнителя ты не сделаешь, особенно учитывая, что гонорар в валюте, а плата за вход – в гривне.
Например, стартовая цена на фестиваль Hedonism – 380 грн (сейчас не намного выше – 470 грн), а это всего 17 евро. Вы вряд ли найдете где либо в Европе еще трехдневный фестиваль, с мировыми звездами, 4 сценами и кучей дополнительных активностей за такие деньги.
– А что такое UGAR?
– Это промо-агентство для фан-мероприятий, каких-то сумасшедших рейвов, которые не вписываются ни в какую концепцию. Это наш личный с Нией Никель проект и практически неприбыльная штука, где главное – выйти в ноль и получить удовольствие от процесса.
Мы выбираем локации, на которых раньше никогда ничего подобного не проводилось и, скорее всего, после нас не будет. Там нет спонсорских пакетов, продажи билетов через билетных операторов, большого промо, случайной публики, ситилайтов и прочих атрибутов масс-маркета. Есть «сарафан» и всё. Есть наш с Нией персональный фейс-контроль, поэтому чтобы попасть на вечеринки UGAR нужно либо быть нашим другом, либо поручиться за кого-то.
– Какая концертная вместимость ЮБК?
– Практически не лимитированная. Есть пляж и, если будет нужно, можно поставить подзвучку и сделать хоть 6-7 тысяч. Например, на Mujuice мы ждем 2 тысячи человек. Под фестиваль Hedonism мы презентуем полноценную лайв-сцену, которая будет стоять над Днепром, с потрясающим видом на склоны и мосты. И мы хотим оставить эту сцену на весь август и проводить 1-2 больших концерта в неделю.
Кстати, важная фишка Hedonism Festival в том, что там будут выступать зарубежные артисты, которые до этого ни разу не играли в Украине. Мы, конечно, рискуем, но готовы к каким-то недополученным прибылям. Наша цель – сделать так, чтобы публика начала доверять нашему вкусу и профессионализму настолько, чтобы билеты на следующие фестивали распродавались еще до объявления первого имени.
– К слову, Hot Chip же едут не полным составом?
– Это будет вокальный диджей-сет. В райдере заявлено два микрофона. Это будет Джо Годдар, один из двух создателей Hot Chip и гитарист/клавишник Оуен Кларк. Я был на подобном сете на Primavera Sound, и это было очень круто. То есть состав оригинальный, но неполный. Но это будет такой диджей-сет, на котором Shazam не будет работать. Они очень большие перфекционисты и очень глубоко подходят к музыке.
Ну, и еще у нас будет Marcus Marr, это одна вторая нового дуэта с Chet Faker, выпустившие совсем недавно совместную пластинку. Кроме этого Lake People – лейпцигский техно-гений и культовые лондонские хулиганы, так ожидаемые в Украине – Is Tropical.
– Насчет самого Chet Faker не думали?
– Конечно, думали. И давно занимаемся. Мы не делаем разовые акции. Мы привозим артиста, а потом связанный с ним проект. Как было с Darkside с сольным выступлением Дейва Харрингтона и последующим громким лайвом Darkside. Та же самая история с Hot Chip. И то же самое с Chet Faker. Так что ждем теплых отзывов Маркуса Марра о киевской публике.
– Как ты вообще оцениваешь состояние украинского концертного рынка?
– Довольно таки неплохая динамика, и если не будет случаться глобальных катаклизмов она сохранится пока мы хоть в этой сфере не выйдем на уровень соседних стран. Организаторы как никогда осознают важность спонсорства и донорства. Без подписанного партнера мероприятия на данный можно даже не начинать готовить большой «привоз».
– Ну это общемировая практика. Не зря тот же Heineken Opener долгое время носил эту приставку Heineken.
– Да, но в Польше не было этого колоссального падения внутреннего рынка и валюты. Злотый гораздо ближе к евро и доллару, чем гривна.
Поэтому если бы организаторы рассчитывали только на свои силы и, допустим, продажи с бара, это не окупило бы ни один «привоз». До 2013 может и окупило бы, сейчас – нет.
Плюс, публика все-таки стала активнее платить за вход. Это произошло во многом потому, что денег не хватает на путешествия и более серьезные вложения. И те группы, на которые люди раньше ездили на тот же Opener или Sziget, мы теперь можем смелее привозить в Украину.
Но самый позитивный момент здесь в том, что эта ситуация дала огромный толчок для развития украинской музыки. Наши артисты хотя бы внутри страны теперь спокойно могут конкурировать с мировыми звездами и по залам, и по гонорарам. Многих из достойных в этом году мы с большой скрупулезностью и безграничной верой отобрали на Hedonism Festival.
Все фото: Евгения Люлько
Билеты на фестиваль Hedonism, который пройдет 29-31 июля, можно приобрести здесь.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: