Выход каждого нового альбома Океан Ельзи – событие, без преувеличения, общенационального масштаба. Мало что в украинской музыке может так будоражить общественность. Каждая песня разбирается на атомы и молекулы: отдельные инструменты и слова. Так произошло и с «Без меж», который ОЕ впервые в своей истории предоставили к бесплатному прослушиванию на SoundCloud, параллельно с релизом на стриминговых сервисах.
Уже несколько лет Святослав Вакарчук носит заочный титул голоса народа, независимо от того нравится это кому-то или нет. Песни Океан Ельзи играют на Майдане Независимости и на митингах, в небольших пабах и на площадях районных центров, в домах и машинах, в плеерах и по радио. Голос Вакарчука сопровождает все мало-мальски значимые события в стране, причем в основном без его личного присутствия.
Таким образом на группу ложится колоссальный груз ответственности и давления. И Вакарчук, похоже, осознает это сполна.
Задача Океан Ельзи – создавать музыку, которая будет нравиться не только участникам группы, но и слушателю любого возраста и социального статуса. При этом группа не может позволить себе скатываться в поп и примитив, что было бы самым простым решением. Вряд ли в Украине найдется еще хоть одна группа, способная создавать настолько мелодичную и осмысленную музыку, которая придется по душе и 12-летнему школьнику из Мукачево, и пенсионерке из Мариуполя. «Океаны» из альбома в альбом справляются с этой задачей – это повод для искреннего восхищения.
Самое сложное в прослушивании «Без меж» (как и трех предыдущих альбомов) – это отключиться от потребительского подхода к музыке. В эпоху стриминга и свободного интернета через меломанов проходит такое количество музыкального материала, что внимание способно зацепить лишь за что-то из ряда вон выходящее. Именно поэтому альбом ОЕ желательно прослушать несколько раз, потому что с первой попытки он вряд ли оставит яркое впечатление.
Сбросив первый слой меломанского скепсиса, начинаешь слышать песни и смыслы.
Сам Вакарчук рассказывал, что альбом сделан в своеобразном обрамлении: первые четыре и последние две песни – традиционная интимная лирика, а середина альбома полна социальной и патриотической тематики. Грубо говоря, песни альбома можно разделить на «про любовь» и «про силу воли» (или же, если откровенно, про войну).
Особенно сильной оказалась «Не йди». Балканские мотивы гитары Опсеницы, цепкий текст Вакарчука, грамотно вплетенные струнные и сугубо «британское» аутро, явно вдохновленное брит-поп коллективами и (возможно) творчеством Florence + The Machine (переход из бриджа в концовку).
На альбоме на редкость большое количество «стадионных» треков. Оно и понятно, последние несколько лет группа только и делает, что выступает на стадионах. Причем не в переносном, а в самом что ни на есть буквальном смысле. Это и «Джерело», и «Сонце», и, в какой-то мере, «Не твоя війна» – пожалуй, самое проникновенное и злободневное из того, что попало в альбом.
После нескольких прослушиваний «Віддай мені (свою любов)» оказывается, что текст ты уже знаешь наизусть, непроизвольно качаешь головой в такт и вспоминаешь былые влюбленности.
«Еверест» тоже покоряет не сразу, но если его распробовать, песня становится отличным саундтреком к жизненным свершениям. Именно этот трек, а также следующий «Хтось в небо летить», наполнен светлой скорбью и верой в мирное будущее.
Хтось в небо летить, а хтось залишається,
хтось далі біжить, а хтось – зупиняється.
«Хтось в небо летить»
І може ваші очі роз’їдає дим,
але ми не помічаєм, бо вогонь наш побратим.
«Еверест»
Несколько песен кажутся логичным продолжением треков из предыдущих альбомов. Они выполнены в подобном стиле и будто бы рассказывают продолжение истории. «Сонце» похоже на некую смесь «Більше для нас» и «Надя» (из “Dolce Vita”), «Життя починається знов» впору назвать сиквеллом к нетленной «Все буде добре», а «Осінь» отсылает к не менее осенней «18 хвилин» из альбома Dolce Vita.
В категорию «медляков» можно записать «Мить», которая выступает определенным сепаратором, разделяющим альбом по смыслу и финальную «Без меж». «Мить» – романс, долгий и тягучий. «Без меж» – пожалуй, самая интимная и сокровенная песня альбома. В ней можно найти отголоски «Невидима сім’я», в ней наконец-то дает волю душе Милош Елич с размашистыми клавишами, да и сам Вакарчук позволяет себе вокальные изыски.
Выход каждого нового альбома ОЕ, со времен ухода из группы Шурова, Гудимова и Хусточки, неизменно сопровождается комментариями людей, которые убеждены, что ОЕ уже не те, и что «вот суперсимметрия – это была музыка». Комментаторы с мазохистским упорством отслушивают каждый новый альбом и приходят к одному и тому же выводу.
Альбом действительно может показаться скучным. Во многом из-за того, что Океан Ельзи в этот раз практически отказались от глобальных экспериментов со звуком. Здесь нет заигрываний с народной музыкой («Земля»), нет попыток внедрения нетипичных инструментов (Dolce Vita), нет цельной связки между всеми песнями («Суперсиметрія»). В общем, «Океаны» не пытались выдумать велосипед, и, похоже, в данном случае такая цель и не ставилась.
Зато в «Без меж» есть целый ворох хитов, каждый из которых придется по душе поклонникам самых разных мастей и вкусов. Это плотная, отлично спродюсированная пластинка, в которую нужно внимательно вслушиваться. В отличие от большинства, Океан Ельзи могут себе позволить не цеплять слушателя сходу, а писать песни, которые раскрываются не сразу. И в «Без меж» они пользуются этим преимуществом в полной мере.
Насколько глубина этих песен окажется действительно безграничной покажет время и количество аудиозаписей в плеерах поклонников. Но в ближайшее время «Без меж» будет подрывать стадионы, заставлять людей слушать, радоваться, плакать, петь и танцевать.
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: