Рецензия. Каким получился четвертый альбом Stoned Jesus

Во времена, когда слушателя уже не удивишь красиво выстроенным звуком, эффектами и нестандартным вокалом, на помощь приходит ничуть не новый метод посадить аудиторию на крючок — история. Нам ведь обычной песни всегда мало — чтобы продать ее, нужна зацепка за драмы и конфликты с настоящими слезами, кровью и потом. И пока Ники Минаж придумывает для этого очередное альтер-эго, а Азилия Бэнкс — еще один скандал, киевская группа Stoned Jesus поступила не традиционно и сделала темой нового альбома собственные туровые будни.

Тихон Лютый рассказывает, каким получился альбом Pilgrims, вышедший в этом месяце на лейбле Napalm Records.


Послушать альбом также можно на Apple Music и Google Play


Тема дороги и тягостного, изнуряющего следования по маршруту от точки до точки не только поставлена в название, но бьет слушателя в нос с первого же трека. Парни уже успели поиграть кавер на At the Drive-in и поиграться с пост-хардкором на альбоме Harvest, так что подобный ход уже не сильно удивляет. Что действительно бросается в глаза – настрой текстов стал заметно мрачнее. И, забегая наперед, некоторая депрессивность не отпустит нас до самого конца записи.

История эта тоже не нова — достаточно вспомнить Wherever I May Roam Metallica и Turn the Page Боба Сигера, чтобы это понять. Но прочтение Stoned Jesus, тем не менее, живо приковывает внимание за счет деталей и аккуратно выстроенной атмосферы изоляции и отчуждения.

Примечательно, что проклятьем музыканта тут становится то, чего он так желал долгие годы, а именно слава и востребованность. В той самой открывающей Excited демоны славы разрывают лирического героя на части, требуя то подарить медиатор, то попозировать для селфи, и все это уже не кажется таким желанным, как в мечтах восторженного парнишки, аккуратно списывающего образ любимого Курта Кобейна или Джимми Пейджа.

Вторым треком идет сингловая Thessalia, еще один камень в голову фаната, все еще ждущего от SJ типичного дума. Сделать реверанс в сторону Rage Against the Machine, Deftones и KoЯn, попутно реанимируя гранж и при этом не потерять своего почерка? Запросто.

Следующая за этим Distant Light кажется приветом со второго альбома Иисусов Seven Thunders Roar. Интроспективная психоделическая песня про личный путь и поиск, излюбленная тема фронтмена Игоря Сидоренка, которая в очередной раз ему хорошо дается.

> Читайте о том, как прошел концерт в честь пятилетия пластинки Seven Thunders Roar

Заглавная лирическая тема продолжается на эпической Feel, где дорога настолько истощает героя, что он полностью теряет связь с миром и учится чувствовать и ощущать заново. То, почему большинство андеграундных музыкантов, пожалуй, завидуют джизасам – европейская известность, винилы и плотно забитые туры, оборачивается вместо уютного Олимпа славы очередным испытанием на прочность. Ирония здесь крайне горька.

Еще одна сингловая Hands Resist Him отметилась не только полным отсутствием вокальных хуков, но и концовкой, в итоге ставшей самым светлым и энергичным местом на альбоме. Лирическая тема потери себя и утопания во мраке напоминает продолжение Thessalia.

Ну и на десерт – два экспериментальных и удивительно непесенных трека – Water Me и Apathy. Если первый играет на контрасте затишья и бури, то второй берет вкрадчивой монотонностью, напоминая не то о немцах Neu! и Can, не то о десятиминутном панк-эпике Youth of America группы Wipers. Обе могут похвастаться текстом всего в пару фраз. То ли на первых песнях Игорь высказался достаточно, то ли музыка здесь действительно важнее любых слов. В самом конце участники группы смеются. Над чем именно – загадка. Может, над теми, кто ожидал услышать стонер про траву и пустыню?

Те, кто следил, помнят: Stoned Jesus в свое время играли стонер дум, а после — психоделический рок, но чем больше у ребят альбомов, тем шире жанровые рамки у их творческого наследия. И если третий альбом удивил пост-хардкором и прог-металом, то в новом нашлось место целому ряду влияний, основным из которых стал прогрессивный рок.

И все же, в случае Stoned Jesus жанр как был, так и остается второстепенным инструментом. Умение писать цепляющие мелодии и подбирать рвущие душу гармонии в очередной раз не подвели ребят, и припев Thessalia не вылезет из головы еще очень долгое время, как и финальная часть девятиминутной Feel. В текстах к четвертому альбому окончательно возобладал личный характер вместо отвлеченных историй. Стилистический сплав из прога, стонера, пост-хардкора и гранжа здесь выглядит наконец полностью цельным, в отличие от неравномерного (хоть и насыщенного хитами) альбома Harvest.

Какие здесь минусы? Альбом не сильно стремится нас веселить. Он рассказывает вполне конкретную драму с лирическими отступлениями. В истории тона в основном темные, что многим (как мне) понравится, а многим – нет. Есть тут и ощутимый элемент нарциссизма. Но, в конце концов, к четвертому альбому можно уже и полюбоваться собой в полную силу, правда же?

В итоге Pilgrims успевает проехать туровым маршрутом от пост-хардкора и альтернативного метала через психоделию и прог-метал и закончить на трибьюте краут-року. Поделившись темными уголками души, Stoned Jesus едут в новое паломничество, и ждут их новые дороги и новые фанаты с теми же самыми фразами и горящими глазами. Что, согласитесь, не так уж и грустно.


Послушать альбом можно на Apple Music и Google Play


Автор: Тихон Лютый

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.