Atlas Weekend 2017: как объединить Сердючку с The Prodigy и не облажаться

В Киеве отгремел третий Atlas Weekend на ВДНГ. Восемь сцен, 200 артистов, 300 тысяч заявленных посетителей закрепили за мероприятием статус самого крупного фестиваля страны. Рассказываем как все прошло.

Пресс-служба Atlas Weekend/Юрий Стефаняк
Пресс-служба Atlas Weekend/Юрий Стефаняк

По словам организаторов фестиваля, провести подобное событие в Украине сверхсложно. Было тяжело оценить, какую нагрузку выдерживает локация, выполнить все технические райдеры зарубежных артистов, обезопасить посетителей и построить главную сцену.

В этом году фестиваль прошел практически без накладок и эксцессов. Тайминг, за который организаторов много критиковали в прошлом году, оказался выдержан. Зарубежные артисты остались под хорошим впечатлением и уже сейчас организаторы ведут переговоры с музыкантами на следующий год. Заработало мобильное приложение, в котором можно было собрать под себя индивидуальное расписание. Очень удобная вещь, кроме одного момента — многие пользователи iPhone жаловались на регулярное выбивание аппа.

Пресс-служба Atlas Weekend/Евгений Клочков
Пресс-служба Atlas Weekend/Евгений Клочков

Директор ВДНГ рассказал, что в течение пяти дней на всех входах стояли люди с механическими счетчиками. Если верить тому, что говорили ведущие, то на фестиваль приехали гости из 50 стран мира. По данным ВДНГ, им удалось зафиксировать 315 тысяч визитов — аболюстный рекорд локации.

Василиса Фролова со сцены объявляла, что на первый день фестиваля пришло более 100 тысяч посетителей. Весь этот наплыв людей лучше всего ощущался в ночном метро. Огромной проблемой стали службы такси, которые не просто не хотели выезжать на заказы, так еще и поднимали тарифы до неадекватных.

Пресс-служба Atlas Weekend/Юрий Стефаняк
Пресс-служба Atlas Weekend/Юрий Стефаняк

О главной сцене говорили как на пресс-конференциях, так и ведущие — последний раз подобную громадину, весом в 200 тон, устанавливали в 2007 году. Претензий к ней, как и к другим сценам, по звуку и свету не было. Световые шоу были поразительны. Но и тут не все так гладко — из-за расположения сцен музыканты то и дело перекрикивали друг друга. Не всегда это было критично, но, например, слушать нежный вокал Алины Орловой под биты Артема Пивоварова точно не входило в наши планы. Очевидно, что это специфика территории, на которой физически сложно расставить сцены так, чтоб они не перекрикивались, но решать эту проблему нужно.

Организаторов можно отдельно похвалить за соблюдение тайминга. Поехало расписание только на четвертый день, но и то на двух сценах, о чем моментально пришло оповещение в социальных сетях.

Первый день фестиваля запомнился своеобразной публикой и атмосферой «Уличной еды», а не главного музыкального события июня. К счастью, в следующие дни это прошло и фуд-корт стал приятным дополнением к музыке, а не наоборот.

В этом году опять действовала система безналичного расчета через электронные карточки, вот только в первые два дня принимать деньги с них многие точки не могли из-за нерабочей системы. Как рассказала продавщица самого вкусного бурритос, продавать еду за наличку было категорически запрещено и штрафовалось «на безумные деньги», но когда из-за подвисания системы ты по десять минут рассчитываешь одного посетителя, то автоматически теряешь остальных клиентов.

Пресс-служба Atlas Weekend/Юрий Стефаняк
Пресс-служба Atlas Weekend/Юрий Стефаняк

Главной проблемой по версии многий посетителей стала пыль, от которой было сложно дышать. Тут, конечно, каждый воспринимает по-своему, но мне показалось, что этот кейс сильно преувеличен. Да, вещи и волосы постоянно были грязными, да, при прыжках она стояла в воздухе, но я ею точно не задыхалась. Логичным решением этой проблемы было бы оросить землю водой, но на четвертый день начался такой ливень, что всем было уже все равно. К слову, горький опыт прошлого года пошел на пользу организаторам — на территории бесплатно раздавали дождевики всем желающим.

(Примечание главреда: а на Opener дождь лил 4 дня и организаторы даже не заморочились, чтобы показать, где их можно купить на фестивале. Мы так и не нашли точку. Не то, что раздавать их бесплатно. Только находчивые местные предприниматели периодически расставляли точки у автобусов. Так-то).

Теперь давайте о музыке!

День 1

Первый день мы в основном проводили на сцене лейбла Masterskaya, где успели послушать LAYAH, [O], YUKO и Constantine. Это были проработанные и разноплановые выступления.

Leo Mantis / фото: Виктория Мышкориз
Leo Mantis / фото: Виктория Мышкориз

Я успела забежать еще и на западную сцену, где играли Julinoza и Leo Mantis. Одесский проект Юлии Запорожец — это нежные композиции под фортепиано. Во время выступления на сцене создавался отдельный перформанс мимом, поэтому скучать не приходилось. Жаль только, что соседние сцены порой заглушали вокал выпускницы «Голосу».

Воспитанник же Святослава Вакарчука Leo Mantis, для которого это было одно из первых публичных выступлений, снискал теплое отношение публики. Песню Листи уже выучили наизусть и подпевали. Его музыка органично объединяет джазовые и соул элементы с африканскими этно мотивами.

Главным событием первого дня стало возвращение легендарной Верки Сердючки на большую сцену. Толпа (как я писала выше, ее слушало около ста тысяч человек) ждала этого концерта так, будто сейчас на сцену выйдет Мадонна. Более того, за два часа выступления не было ни единой песни, которую бы не знали слушатели. Перфоманс во время которого Верка вместе с «мамой» напились шампанского — это тот китч, за который не стыдно. Такая себе смесь веселых песенок для пьянки со стендапом. Чего только стоила реплика Сердючки, что если бы не ее слушатели, она бы не жила сейчас на Крещатике. Впрочем, ощущение забавное — сегодня ты поешь, что «он бы подошел, а я бы отвернулась», а завтра плачешь от счастья под Kasabian.

День 2

Начать день с «селюків» Курган и Агрегат было хорошей идеей. Ребята, которые снимают на телефон смешные клипы о сельских драках, знойных учительницах и бухле, уже успели набраться фестивального опыта. Я долго думала, почему Курган слушает настолько разношерстная публика. Моя версия — парни поют о том опыте, который для городской молодежи является экзотикой, а для выходцев из провинции — злободневной историей.

После Кургана я побежала на западную сцену, где подряд были выступления Kadnay, The Maneken и ONUKA. Kadnay представили украиноязычный сингл с расчетом на радиоротации. Единственной загадкой для меня осталось, почему сет Наты Жижченко проходил не на главной сцене. Странное решение, учитывая количество желающих ее послушать.

Vivienne Mort/ фото: Виктория Мышкориз

Vivienne Mort/ фото: Виктория Мышкориз
Vivienne Mort/ фото: Виктория Мышкориз

Музыкантам на южной сцене повезло, вероятно, меньше других. Во-первых, это та сцена, на которую случайно не попадешь, а во-вторых, по дороге тебя ждет квест «пройти мимо всех вкусняшек на фуд-корте и не оставь там свою душу». Тем не менее, съедобного дракона мы победили и успели на выступление магических Vivienne Mort. «Не дивися їй в очі, вона перетворює людей на квіти. Якщо ти захочеш — вона посміхнеться і навчить тебе жити», — поет в одной из песен Дана и тем самым довольно точно описывает саму себя. К сожалению, дослушать до конца мне не удалось, но в сторону главной сцены я уже шла в трансе.

Kasabian/ пресс-служба AW
Kasabian/ пресс-служба AW

Хедлайнерами дня стали британцы Kasabian. Интересная история от организаторов: если группа видит летающий дрон, то она имеет право без объяснений развернуться и уйти со сцены. И вот до выступления остались считанные минуты, а команда фестиваля замечает в небе дрон. Просто представьте, какой это стресс. К счастью, он разрядился и концерт прошел успешно. Забавно, что директор по безопасности Kasabian уточнил — отстреливать дронов нельзя.

Странным было решение не включать боковые экраны, через которые у большинства посетителей был бы хоть какой-то шанс увидеть происходящее на сцене, хотя решение принимали не организаторы. Играли они даже больше положенного и на бис исполнили четыре трека, закончив шоу песней Fire. Во время нее в толпе зажглось около десятка файеров.

День 3

Экватор фестиваля я начала с выступления Rezident. К сожалению, на их концерт пришло от силы человек пятнадцать, среди которых даже ребята из The Elephants ходили. К сожалению — потому что я возлагаю большие надежды на молодое дарование Германа, который даже в такой ситуации не растерялся и продолжил выступление. Мне было неловко уходить со средины выступления, чтоб успеть на Dakooka.

К Dakooka у меня тоже остались вопросы. С одной стороны, это исполнительница с талантом писать интересные тексты и запоминающейся нежной манерой исполнения. Упуская технические сложности в начале, меня удивило, что Катя путалась в словах и вообще вела себя не очень уверенно на сцене. За два года существования проекта и опыта участия в «Голосі» странно бояться публики. Да, она шутила, разговаривала со слушателями, вместе с ними пела «Умри, если меня не любишь», но общее впечатление довольно смазанное.

После нее на сцену вышла Алина Орлова, которая, в общем, находится в той же нише и провела условно мастер-класс по тому, как нужно себя держать. Ее концерт не смогли испортить даже доносящиеся с главной сцены биты Артема Пивоварова.

Открытием для меня стал лайв Джона Ньюмана. Хоть песни я и слышала до этого, но не ожидала увидеть такого живого и интересного выступления. Кстати именно британец стал первым на главной сцене, кто догадался, что можно выбежать к толпе и через ограждения подержать за ручку восхищенных фанатов. Музыкант так увлекся, что к концу концерта разнес половину барабанной установки, бросил свой жакет в толпу и клялся в любви к украинской публике. Если кто-то решит его привести с сольником — надо брать.

The Prodigy/ Фото: пресс-служба AW
The Prodigy/ Фото: пресс-служба AW

После мягкого и воздушного выступления британца The Prodigy звучали в сто крат мощней и агрессивней. Их музыка — это музыка злости. Под нее невозможно стоять на месте и оставаться равнодушным. Судя по записке в телефоне, на первых порах меня беспокоил звук, но раз сейчас я помню только дикую энергию, то проблема была незначительной. Отдельные овации заслужило и световое шоу.

День 4

Четвертый день я провела в основном на сцене ГогольФеста. Из-за технических проблем у организаторов немного съехал график выступлений, но настолько незначительно, что это не повлияло на возможность послушать всех, кого хотелось.

Це Шо/ фото: пресс-служба AW - Оля Закревская
Це Шо/ фото: пресс-служба AW, Оля Закревская

Первым выступал новый проект Влада Троицкого — Це Шо (Tse Sho). Конечно, в их выступлении чувствуется рука мастера, но мне пока не очень понятно, какую нишу займет группа. По сути, это еще более театрализованные Dakh Daughters с парнем на барабанах. После их выступления возникло желание сходить на сольный перфоманс, потому что пока судить о Це Шо сложно.

Под конец перфоманса Це Шо стало понятно, что в толпе прибавилось тех, кто горит желанием увидеть легендарных во всех смыслах этого слова Хамерманов. Свое двадцатилетие ХЗВ отметили тем, что первый трек Половинки исполнили под минус «двойники» Вовы и Альберта. К слову, это было одно из первых выступлений группы фул-бэндом — к дуэту присоединилась бас-гитарист, барабанщик и клавишник. Описывать концерт ХЗВ бесполезно, их нужно видеть. Такая возможность будет 16 июля в подольском баре «Хвильовий«.

Seafret/ Фото: пресс-служба AW, Сергей Гимюш
Seafret/ Фото: пресс-служба AW, Сергей Гимюш

Тем временем на западной сцене к выступлению уже готовились юные падаваны Евгения Филатова — The Elephants. Ребята играют приятный инди, до боли похожий на все те британские группы, которые мы слушали в средине 2000-х. При отличном музыкальном наполнении мальчики все еще выглядят скованно, но впечатление оставляют скорее положительное. Правда, на фоне британцев Seafret чувствуется разница между группой, которая стала продолжателем традиции английской музыки и командой, которая скорее срисовывает с классиков. В начале выступление вокалист Seafret пошутил, что он рад тому, что ливень заканчивается, ведь это плохо для его прически (если посмотрите фото, то эта шутка станет понятней). При качественном звучании и знакомых песнях мне в средине стало скучно и я пошла бродить под музыку Pianoбоя.

Dakh Daughters/ фото: пресс-служба AW, Оля Закревская
Dakh Daughters/ фото: пресс-служба AW, Оля Закревская

Самым ярким перфомансом стало выступление Dakh Daughters, которые в прошлом году наконец-то выпустили альбом. Главной проблемой стал отвратительный звук и тот факт, что сами участницы временами себя не слышали. Впрочем, это не помешало им превратить общение со звукооператором на часть перфоманса и оставить публику довольной. Под конец концерта к аудитории вынесли железный бюст Гоголя, анонсируя сентябрьский ГогольФест.

Röyksopp/ Фото: пресс-служба AW, Оля Закревская
Röyksopp/ Фото: пресс-служба AW, Оля Закревская

Основным хедлайнером стала норвежская группа Röyksopp. Если вы хоть раз смотрели лайвы дуэта, то в принципе никаких сюрпризов во время выступления не было. Пафосные норвежцы под добротную электронную музыку. Красиво, но немного скучно.

День 5

На финальный день я с нашим фотографом-редактором приехала уже к вечеру на выступление Maru. Проект Ольги Лукачевой и Дениса Дудко из дуэта перерос в полноценный бэнд со звездным составом — Александр Люлякин (Бумбокс, The Erised) и Денис Глинин (Океан Ельзи) на барабанах, Александр Збродский (Гапочка) на гитаре и Павел Литвиненко (Бумбокс) на клавишах. Именно в таком составе Maru презентовали свой дебютный альбом, релиз которого пока не назначен. По выступлению стало известно, что: 1) на альбоме будет много украиноязычных песен, 2) джазовые настроение таки уступили место роковому звучанию и 3) лонгплей точно войдет в списки лучших за этот год.

Моя любовь к группе O.Torvald — это уже давно не секрет ни для редакции, ни для читателей, поэтому не удивительно, что я не смогла пройти мимо их выступления. Сетлист отличался от того, что обычно ребята играют на концертах. Это можно объяснить тем, что все же на фестивале публика разношерстная и для нее нужно играть старые песни, в том числе и кавер на Сочи. Женя Галич много шутил на сцене (и ругался). Сложилось впечатление, что O.Torvald играли расслаблено и отточено, без импровизаций и экспромта. Кстати в группе теперь поменялся басист. Видеть его вместо Никиты Васильева было непривычно, но судить как Евгений Ильин (вы его точно знаете по группе Валентин Стрыкало) вписался в команду пока рано.

Закрывал Atlas Weekend главный специалист по танцующим мокрым девочкам Дима Монатик с бэндом. Я впервые слышала как Monatik кружит вживую, поэтому никаких особых ожиданий не было. На самом деле, Дима вместе с танцовщицами моментально заставил аудиторию танцевать (это кстати был один из тех концертов, где можно было увидеть очень много детей) и подпевать свои хиты. Между песнями певец то и дело вставлял анти-военные речи.


Подводя итоги, можно сказать, что Atlas Weekend 2017 сделал работу над ошибками и стал самым масштабным фестивалем года без больших упреков к организации. AW уверенными темпами движется к своим европейским коллегам и уже может позволить себе мощных зарубежных хедлайнеров. В 2018 году фестиваль пройдет на ВДНГ c 4 по 8 июля и первые билеты за 1000 гривен уже поступили в продажу.

Фото: Виктория Мышкориз, пресс-служба Atlas Weekend

Фотография обложки: пресс-служба Atlas Weekend, Сергей Гимюш