1110x80

Украинская музыкальная сцена погрузилась в ретроманию

Автор: Леша Бондаренко 3 2642

Автор книги «Ретромания», британский музыкальный журналист Саймон Рейнольдс убежден, что последние 16 лет не принесли ничего нового мировой музыке. С начала нулевых группы только и делают, что пережевывают старое. Музыканты даже не особо пытаются переосмысливать жанры и выжимать из них хоть какие-то соки. Часто все упирается просто в игру на ностальгических чувствах.

До Украины массовая ретромания добралась пару лет назад. В принципе, ее признаки присутствовали в украинской музыке всегда. Но раньше они принимали форму аллюзий в творчестве, иногда идолопоклонничества, иногда слепого копирования – но все это касалось скорее любви украинских музыкантов к западным кумирам. Ретромания 2014-2016 – это ностальгия по самим себе. Это украинская музыка, которая пытается вернуть былую славу украинской музыки.

Океан Ельзи

Все началось с Океан Ельзи, которые запустили маховик ностальгии под конец 2013 года, собрав «золотой состав» для выступления на Майдане. Сказать, что это было долгожданным событием для поклонников группы, – не сказать ничего. Фразы о том, что «ОЕ уже не те» звучат беспрестанно с момента смены состава в 2004 году. И вот, мечта сбылась, почти спустя 10 лет с момента последнего совместного концерта Гудимов, Хусточка, Шуров, Вакарчук и Глинин опять вместе на сцене. На концерт пришло более 200 тысяч человек. Звучали только старые песни.

ОЕ закрепили очевидный успех во время концерта на «Олимпийском», где «золотой состав» играл блок из нескольких песен. В этот момент стало очевидно, что ностальгия экзальтирует поклонников украинской музыки покруче любых новых альбомов.

"Золотой состав" Океан Ельзи, перед концертом на "Олимпийском" в 2014 году. Фото: Виктория Квитка/SUSY Production
“Золотой состав” Океан Ельзи, перед концертом на “Олимпийском” в 2014 году. Фото: Виктория Квитка/SUSY Production

Брати Гадюкіни

Вторыми были Брати Гадюкіни в сентябре 2014-го. Спустя пять лет после смерти Кузи и три года после грандиозного трибьют-концерта участники группы заявили, что им есть что сказать, и выпустили альбом Made in Ukraine. Совершенно новая пластинка, с новыми песнями и старым подходом. Прекрасная работа, которая осталась практически без внимания и не дала возможности Гадюкіним запрыгнуть на один уровень с действующими рок-звездами Украины. А жаль. Ведь кому как не Гадам в Украине претендовать на статус локального Нила Янга.

Концерты группы вновь подтвердили любовь публики ко всему старому. Новые песни принимали со сдержанным любопытством. На Файне місто Тернопіль, Наркомани на городі, Було не любити зал взрывался. С этого момента пошла целая череда реюнионов, «старых составов» и ностальгических концертов.

Брати Гадюкіни во время презентации альбома Made in Ukraine в 2014 году
Брати Гадюкіни во время презентации альбома Made in Ukraine в 2014 году

5’nizza

Самым заметным реюнионом стало восстановление легендарной 5’nizza. Так же, как и участники ОЕ, Бабкин и Запорожец всеми способами избегали вопросов о возможных совместных выступлениях. SunSay ушел в свое, достаточно успешное, творчество и был озабочен куда более высокими материями, чем те, которые воспеваются в старых песнях дуэта. Бабкин тоже не переставал стабильно выпускать релизы и участвовать в интересных проектах. Но что-то подтолкнуло группу объединиться и поехать в тур по Украине и России.

В отличие от Гадюкіних, 5’nizza выпустила всего три песни, даже не пытаясь изображать, что тур будет в поддержку нового материала. Концерты оказались чрезвычайно успешны. Многие ждали целое десятилетие, чтобы покричать Мою стрелу, Ты кидал и Солдата не во дворе под гитару, а в концертном зале со своими кумирами. Вслед за сольным туром, группа стала желанным хедлайнером на многих фестивалях. Далеко не факт, что 5’nizza была бы сейчас так популярна, не будь у них перерыва в 10 лет.

Под конец 2016-го 5’nizza записала новый альбом и объявила о его выпуске в начале 2017 года.

5'nizza во время концерта в Киеве в 2015 году
5’nizza во время концерта в Киеве в 2015 году

АННА, Карна, ПНД

На метал-сцене происходят подобные процессы. Хедлайнерами сразу нескольких украинских фестивалей стали АННА, о которых многие уже успели позабыть. Группа Карна нашла нового вокалиста и с 2014 года наращивает обороты как в концертной деятельности, так и в написании песен. В этом году они даже решились на большой сольный концерт в Киеве, который прошел достаточно успешно.

Основатель группы Карна Влад Ярун и новый вокалист Алексей Шманев, 2016 год
Основатель группы Карна Влад Ярун и новый вокалист Алексей Шманев, 2016 год

Возвращение ПНД шло по иному сценарию, но тоже вписывается в общую тягу к прошлому. От старого ПНД в группе остался разве что фронтмен и аббревиатура, но все же Прозоров не пошел на кардинальную смену названия, ведь развивать проект под новым именем было бы намного сложнее. Да и первый концерт после возвращения шел под эгидой старых песен, которые игрались в последний раз.

ТНМК, Бумбокс, Тартак

Уже третья волна реюнионов захлестнула украинскую сцену в прошедшем году. Группы работали по схожей с Океан Ельзи модели – во время разного рода праздничных выступлений, выходили на сцену старым составом.

ТНМК провернули эту фишку аж трижды – во время большого сольного концерта в 2014 (с Дилей), с восстановленной программой Jazzy в 2015 и во время концерта к 20-летию в этом году (опять с Дилей). Песни, исполняемые старым составом, а особенно импровизированная концовка последнего концерта, вызывали у публики неподдельный восторг и обостренное чувство ностальгии. Всем настолько понравилось, что ТНМК начали предлагать в соцсетях опять объединиться и работать с тремя вокалистами, как в период до 2004 года.

ТНМК с Дилей во время концерта в честь 20-летия в 2016 году
ТНМК с Дилей во время концерта в честь 20-летия в 2016 году

Бумбокс достаточно неожиданно дал два ностальгических концерта под конец 2016-го. Акустический блок, в ходе которого играют только Хлывнюк, Муха и Валик, есть во всех концертах Бумбокса. Но отдельный концерт без трех уже неотъемлемых участников группы был чем-то новеньким. За два вечера в Sentrum трио дважды отыграло по 30-35 песен из первых трех альбомов. И опять та же история – старые поклонники, восторг в соцсетях, просьбы играть так все время.

Правда, похоже, самому Хлывнюку было крайне некомфортно в старом новом образе, от которого группа так долго избавлялась. Чтобы статус трио опять не закрепился, команда дала еще один большой концерт менее чем через месяц, но уже фуллбендом.

Бумбокс во время концерта в старом составе, 2016 год
Бумбокс во время концерта в старом составе, 2016 год

Самым последним реюнионом года стало еще одно 20-летие, в этот раз Тартака. Специально ради концерта в Украину вернулся клавишник группы Андрей Благун, который последние годы живет в США. Но еще более явным проявлением ретромании стало первое исполнение песни На даху с извечным соперником Положинского – Андреем Хлывнюком, к которому десять лет назад ушло в Бумбокс сразу два музыканта Тартака. К слову, Муха и Валик тоже играли на концерте.

Такой подход позволил Тартаку собрать не один полный зал, а целых два – за последние годы группе Положинского ничего подобного в Киеве не удавалось.

Андрей Хлывнюк и Александр Положинский во время концерта в честь 20-летия Тартака. Фото: Facebook-страница Тартака
Андрей Хлывнюк и Александр Положинский во время концерта в честь 20-летия Тартака. Фото: Facebook-страница Тартака

Забавно то, что почти все участники вышеперечисленных групп либо отрицали, либо игнорировали возможность какого-либо объединения. Положинский был обижен на Бумбокс, Гудимов и Прозоров вообще перестали заниматься музыкой. Бабкин, Запорожец и Диля выглядели вполне счастливыми в сольном творчестве.

Спрос рождает предложение. В мире происходит то же самое. Апогеем ретромании за последние годы в глобальном смысле стал фестиваль Desert Trip, в народе более известный как Oldchella. В лайнапе: The Rolling Stones, Боб Дилан, Пол МакКартни, The Who и Роджер Уотерс. В общем, более олдскульный фестиваль сложно придумать. Конечно же, мероприятие имело бешеный успех.

В Украине происходит то же самое, только с локальными героями. Спекуляция на ретромании – это не только возможность напомнить о себе, но и неплохо заработать. Особенно в эру, когда продажа музыки в диджитал или физическом формате не приносит практически ничего. И в этом нет ничего плохого, кроме последствий, которые любовь к ностальгии может оказать на творчество остальных групп.

Только ленивый не упрекнул один из самых громких проектов этого года – Грибы – в стилизации под хип-хоп 90-х. На этом же играет и Луна, только в области поп-музыки. То же самое происходит и на эстраде – Макс Барских с ретро-стилем нео-гоп, который уже практически стал стандартом в богемных кругах. Туда же целятся The Erised со своим визуальным образом, не говоря уже о Кургане с нарочито аматорским и олдскульным стилем съемки и записи. В рамках пост-советской ретро-тематики работает и одна из главных молодых сенсаций этого года – группа «её».

Использовать старое в новой музыке считается все более крутым. Latexfauna полюбилась меломанам во многом за счет аутентичного синти-попа. Blooms Corda отдает олдскульным фанком и лаунжем. Столь популярный в западной Украине DZIDZIO – это вообще стилизация под Гадюкіних и Скрябіна. Один из главных хитов этого года, если верить количеству ротаций на радио, – Люди як кораблі Скрябіна в исполнении Антитіла.

Масла в огонь подлило и введение квот на украинскую музыку на радио. Программные директора радиостанций, стараясь сохранить формат и старых слушателей, не рискнули дать в эфир новьё, вместо чего раскопали архивы. В результате в ротацию попали покрытые пылью хиты Океан Ельзи, Скрябіна, Другої Ріки, Гайтани и свежие песни исполнителей вроде Ирины Федишин и Олега Винника, которые звучат, как привезенные машиной времени из середины 90-х.

Конечно же, можно найти и насчитать много групп, которые ищут новое, копаются в стилях и жанрах, создают что-то принципиально уникальное. Но если сделать zoom out, и взглянуть на картинку без высокой детализации, окажется, что последние два года украинская сцена всеми силами пыталась вернуться лет эдак на 10 назад. И движение в этом направлении с каждым годом усиливалось. Перечисленное выше – лишь то, что бросается в глаза. На самом деле упоение ностальгией идет по всем фронтам.

Ретромания – очень опасный путь. Для артистов движение в эту сторону может оказать тропой в тупик. Слушателей – увести вдаль от попыток искать что-то новое. Украинская музыка не может похвастаться богатой 60-летней историей, как американская или британская, поэтому поле для ретромании не такое большое. А значит, через какое-то время спрос на ностальгию будет удовлетворен. И тогда на плаву смогут остаться только те, кто во главе угла все равно ставит развитие и движение вперед, а не только возможность потешить ностальгические чувства поклонников.